Тьютор Вторых О.А.

06.05.2021

Севрюкова Оксана Владимировна
2021-2022г. План по самообразованию.doc (скачать)
2022-2023г План-по-самообразованию .pdf (скачать) (посмотреть)
2022-2023г План работы тьютора.pdf (скачать) (посмотреть)
2022-2022г Циклограмма тьютора.pdf (скачать) (посмотреть)

Тьюторское сопровождение в условиях ДОУ. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.

07.10.2020


Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется на всех уровнях образовательного процесса: от  дошкольного образования до    высшего  профессионального обучения.

Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики нарушения  и особенностей  здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с определенным нарушением  у ребенка с ОВЗ должна быть. Она проявляется  в применении специальных приемов и методов в соответствии с возможностями и способностями ребенка.

Группа воспитанников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна (классификация представлена в основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100»/Под редакцией Д.И.Фельдштейн, Р.Н. Бунеев., М.ООО «Баласс», 2015).

Говоря о детях с ОВЗ, мы предполагаем, что процесс их воспитания и обучения будет носить коррекционную направленность.

Коррекционная работа – это деятельность, направленная на исправление определенных  особенностей психического или познавательного, не соответствующих возрастным нормам, и которая осуществляется с помощью использования специальных приёмов обучения и специальной организацией процесса обучения.

Содержанием коррекционной работы  является фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.

Целью инклюзивного образование является успешное включение ребенка с ограниченными  возможностями здоровья в образовательную среду

Основной задачей дошкольного обучения в условиях инклюзивного образования является  социализация ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.

В условиях социализации детей с ОВЗ можно выделить 2 направления:

1. Воспитательный процесс, основой которого является  адаптация, то есть включение его в воспитательный процесс.  

Содержанием процесса воспитания является усвоение конкретных культурно — гигиенических навыков, норм и правил поведения, норм и правил общения в детском коллективе.

2. Образовательный процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного учреждения.

Содержанием процесса обучения является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и способностей ребенка с ОВЗ.

Одним из наиболее важных условий перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь особое значение.

Далеко не каждый педагог может выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д. (Петрова Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе»).

    Тьютор - это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. На практике тьютор и сопровождающий  - это разные люди. Тьюторами называют специалисты с педагогическим образованием (логопеды, дефектологи, педагоги - психологи и т.д), педагоги без специального образования, студенты профильных вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями развития являются сопровождающими детей с ОВЗ, то есть выполняют только техническую помощь (одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно  -гигиенические навыки и т. д.).

Цель деятельности тьютора: успешное включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.

Для реализации этой цели необходимо решение нескольких задач:

1.Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.

2.Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.

3 Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком. Тьютор является  связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса.

4 Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в процесс обучения.

Необходимо особо отметить сложность включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации.

Основные направления работы с родителями:

1.      Установление контакта с родителями вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;

2.      Формирование у родителей адекватного отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии помощи;

3.      Оказание родителям эмоциональной поддержки;

4.      Содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;

5.      Формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;

6.      Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что предусматривает участие педагога - психолога, учителя-дефектолога, врача, учителя-логопеда и др. От успешного вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей с ОВЗ  выигрывают и дети, и родители, и педагоги.

5. Работа с педагогическим коллективом, родителями, другими детьми с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.

6. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.

«При этом вся деятельность по сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с особенностями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. - М.: Теревинф, 2010).

Необходимо помнить, что непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только идущего». (Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса индивидуализации»).

 Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом в ДОУ и картину взаимоотношений ребенка с особенностями развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе. Тьютор и воспитатель должны стать одной командой. Здесь необходимо помнить, что воспитатель  должен играть ведущую роль в сознании ученика, иначе будет не инклюзия, а интеграция.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

Ø  Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;

Ø  На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка, утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и представителями ПМПК для получения рекомендаций.

Ø  Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься, его рабочим местом, местами общего пользования.

Ø  Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;

Ø  Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный этап;

Ø  На этом этапе идет повседневная, последовательная работа тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную жизнь МА ДОУ № 32, постепенное включение ребёнка в различные учебные и внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка с ОВЗ:

- помещений ДОУ;

- режима дня;

- образовательных программ;

- методических пособий.

Сроки адаптации детей в МА ДОУ № 32  очень индивидуальны и зависят от  особенностей развития ребенка, от сложности нарушения и многих других причин. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом, ЗПР органического происхождения, детей с синдромом Дауна могут составлять от года до 1,5 лет. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые  посещали дошкольные образовательные учреждения с раннего возраста. На  этапе адаптации тьютор ставит   основные приоритетные задачи:

- создание комфортной обстановки и специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;

- развитие навыков самообслуживания;

- адекватное восприятие детского коллектива;

- развитие умения взаимодействовать с детьми и взрослыми (на начальном этапе это следующие умения: что-то попросить, попроситься в туалет, спокойно засыпать, не мешая детям и т. п.).

Необходимо поставить такие задачи, которые  учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и определяют позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.

Здесь важно не забывать, что помощь должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать ребенка к самостоятельности. «Взаимодействие тьютора и ребенка – это поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной самостоятельности ребенка в школьной жизни», - Карпенкова И.В.

Составление Адаптированной образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения) ребенка с ОВЗ.

Собственно тьюторское сопровождение в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач;

Анализ динамики развития и воспитания ребенка с ОВЗ.

Освоившись в новой среде, при условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится анализ и оценка первых результатов.

На каждом этапе тьютор наблюдает и информирует родителей и всех участников образовательного процесса о динамических изменениях ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации, при необходимости направляет родителей или законных представителей на консультацию  к другим   специалистам, налаживает сотрудничество со специалистами других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего образовательное учреждение.

Последним этапом, если это возможно, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.

Необходимо, чтобы процесс развития ребенка с ОВЗ достигал следующих целей:

1)      Воспитательная цель  – адаптировать  и социализировать  ребенка с ОВЗ к новым для него нормам и правилам, к детскому коллективу;

2)      Образовательная цель – то, чему мы можем  научить ребенка в процессе дошкольного образования, опираясь на ЗБР, на возможности ребенка, учитывая его диагноз;

3)      Коррекционная цель определяет, какие методы и приемы использовать в процессе развития и обучения ребенка с ОВЗ.

У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.

Поэтому можно выделить особые потребности, свойственные всем детям с ОВЗ:

1)      Специальное обучение ребенка сразу же после выявления первичного нарушения развития – необходимо прочитать про особенности данного нарушения, выявить, какие ВПФ западают при этом нарушении, на какие положительные моменты в развитии мы можем опираться, то есть то, что ребенок может усвоить достаточно хорошо;

2)      Ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в основной образовательной программе. Для этого создается специалистами ДОУ адаптированная образовательная программа, проводится педагогическая, логопедическая и психологическая диагностика, адаптация и упрощение материала под возможности и способности ребенка с ОВЗ;

3)      Использовать специальные методы, приемы и средства обучения (о них я расскажу далее);

4)      Обеспечить особую пространственную (комфортное обучение) и временную организацию образовательной среды (регламент занятий, занятия проводятся в то время, когда ребенок еще не устал – утреннее время, то есть обеспечить комфортное обучение.

5)      Максимально раздвинуть образовательное и воспитательное  пространство за пределы учреждения, то есть проводить большую работу с родителями, вести общую линию этих двух процессов как в детском саду, так и дома, закреплять материал, осуществлять тренировку и закрепление навыков.

Для повышения эффективности работы с ребенком с ОВЗ специалисты, педагоги должны:

1)      побуждать ребенка с ОВЗ к речевой деятельности, осуществлять  контроль за речевой деятельностью детей, то есть постоянно задаем вопросы: что ты делаешь? Что потом надо сделать? например, ребенок помыл руки, дальше собирается так идти в группу, необходимо спросить, что нужно сделать, когда помыл руки? какой номер полотенца? если дальше следует прогулка, спросить чтобы одеться на прогулку куда идем? что сначала делаем? – отрабатываем и алгоритм действий и провоцируем речь;

2)      устанавливать взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием, то есть не только научить ребенка с ОВЗ названию предмета, но и что им можно делать, какого он цвета, какой он формы и т. д.;

3)      использовать более медленный темп обучения, многократное возвращение  к изученному материалу. Это особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями (ЗПР, умственная отсталость, Синдром Дауна);

4)       использовать упражнения, направленные на развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, используя упрощенный яркий материал – например, счет: если дети в уме считают, то ребенок с ОВЗ по картинкам считает предметы;

5)      предотвращать наступление утомления ребенка – постоянная смена деятельности и даже пространства, минуты отдыха, даже полежать на ковре, кровати, это могут быть привычные способы успокоения и отдыха, свойственные для ребенка, например: разговаривать с самим собой, с каким-то предметом, уединение в другом помещении (раздевалке, спальне);

6)      обучать  ребенка с ОВЗ (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т.п., то есть развивать мыслительную деятельность.

Пример, ты сходил в туалет, покушал (убрать посуду, задвинуть стул, помыть руки и рот) что нужно сделать теперь? – сделать вывод.

Пример: Отличие колготок от штанов – сравнение, чем ты кушал – ложка, из чего – тарелка, из чего пил – стакан, как это называется одним словом – ПОСУДА.

- поощрять ребенка, хвалить, но не переусердствовать!!!своевременно оказывать ему помощь.

Наиболее эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:

1)      Игровая деятельность, применение игровых ситуаций – обучение через игру – эти дети плохо сидят за столом, неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки, тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п.

2)      Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.

3)      Метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми – игра, помощь других детей в одевании/раздевании, помыть руки, привести ребенка с коридора или спальни (уходят уединяются, когда устают). Например, когда мальчики играют в футбол, дать пасс Роме, игра в семью с девочками, Рома моет посуду, то есть выполняет то, что ему посильно;

4)      Методы расслабления  - физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа – позволяют снять мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица – артикуляционные упражнения – «улыбка, часики, гримасы и в области кистей  рук – пальчиковая гимнастика, массажные мячи.

5)      Дидактические игры – игры на развитие познавательной деятельности – сначала этот ребенок может другим детям подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность – это настольные игры, пазлы, конструирование.
В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за действиями ребенка, но  со временем давать больше самостоятельности в выполнении различных действий.

6)      Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные приёмы обучения:

1)      Использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом – идем в туалет – картинка с туалетом, моем руки – картинка с умывальником и ребенком (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус). Можно использовать карточки для того, чтобы ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его окончание, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на коврик.

2)      Прием «рука в руке», очень эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке, физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.

3)      Речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом (что касается правил и норм поведения), вопросы и т.п.Хочу такой сайт

4)      Активные приемы рефлексии - самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает воспитатель: у Ромы сегодня хорошо получилось то, то…и использовать похвалу или поощрение (житончики);

5)      Приемы релаксации – элементы пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики, то есть  смена деятельности;

6)      Привлечения других детей – выбираем ответственного смотреть за ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его за руку из коридора, спальни, если долго находится в туалете, проверить и объяснить, что нужно выходить.

 

Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом в МА ДОУ № 32:

1. Тьютор

и подопечный

Тьютор:

формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой;

следит за состоянием ребенка –эмоциональным(помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физически (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет);

координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.

2. Тьютор

и воспитатель группы

Тьютор:

обсуждает с воспитателем:

цели и задачи своей работы;

возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы из группы и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка;

каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор.

3. Тьютор и

другие дети

Тьютор:

следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют;

объясняет детям, как общаться с их одноклассником;

если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.

4. Тьютор и

родители

Тьютор:

Установление контакта с родителями, определение задач и составление плана совместной работы;

Формирует у родителей адекватное отношение к своему ребенку, установку на сотрудничество и умение принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;

рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности;

дает родителям необходимую информацию об особенностях развития своего ребенка;

формирует интерес к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации

оказывает эмоциональную поддержку;

Проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы;

отвечает на вопросы  родителей других детей, часто это делается через воспитателя.

    

Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в системе МА ДОУ № 32 и роль тьютора в этом процессе.

Ребенок с ОВЗ и воспитатель

Для этого тьютор:

Ребенок слушает воспитателя и выполняет его инструкции

привлекает внимание ребенка к воспитателю: «Смотри на ….. (имя воспитателя), слушай…»;

«Смотри в тетрадку, на мольберт»;

«Возьми ручку, пиши»;

«Открывай тетрадь, возьми листок...»; и т.п.

Ребенок с ОВЗ и тьютор

Для этого тьютор:

Ребенок выполняет рекомендации тьютора

следит за организацией рабочего пространства воспитанника;

соотносит задания воспитателя с возможностями ученика;

если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;

если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.

Примечание. Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то необходимо спросить об этом воспитателя.

Ребенок с ОВЗ и другие дети

Для этого тьютор:

Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других детей к нему

наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.

Например, сосед  просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог одногруппников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».

Ребенок с ОВЗ и родители

Для этого тьютор:

Ребенок перед заходом в группу прощается с родителями,

в конце дня – встречает родителей и прощается с тьютором

помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях сада – помогает рассказать, что было в саду, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.

 

Методы и приемы, способствующие достижению выбранных  задач при реализации АОП:

Ø  Создание ситуаций.

Ø  Индивидуальное научение.

Ø  Работа по показу, образцу.

Ø  Работа совместно со взрослым.

Ø  Обучение в паре со здоровым ребенком.

Ø  Научение через «рутины» - ежедневно повторяющиеся действия.

Ø  Обучение в паре с ребенком с таким же нарушением.

Ø  Обучение в паре с родителями.

Ø  Обучение через создание препятствий («не слышу, когда кричишь»).

Ø  Научение через ресоциализацию – устранение ранее сложившихся моделей поведения и одновременное приобретение новых (игнорирование и положительное подкрепление).

Ø  Работа по схемам.

Ø  Выделение/создание образцов для подражания (другие дети).

Ø  Материальное подкрепление («конфетка»).

Ø  Научение средой ( другие дети одобряют/не одобряют поведение).

Ø  Обучение художественным словом.

Ø  «Заразительность» - как другие: похвала или порицание действий других детей.

Ø  Использование родительского авторитета (как «+», так и «-»).

Ø  «Попустительство» - возможность ребенку самому решать, выбирать следующее действия и ощущать их последствия.

Ø  Порицание путем нежелательной для ребенка деятельности («Не занимался, теперь все отдыхают, а ты доделываешь»).

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».