06.05.2021
07.10.2020
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с
учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей».Несмотря на то, что это понятие появилось совсем недавно, инклюзивное образование
уже прочно вошло в нашу жизнь, оно реализуется на всех уровнях
образовательного процесса: от дошкольного образования до
высшего профессионального обучения.
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с
ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых
препятствует освоению образовательных программ вне организации специальных
условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в
работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики
нарушения и особенностей здоровья каждого ребенка. Но в условиях инклюзивного
образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития
находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но
все же специфика работы с определенным нарушением у ребенка с ОВЗ должна
быть. Она проявляется в применении специальных приемов и методов в
соответствии с возможностями и способностями ребенка.
Группа воспитанников с ОВЗ не
однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность
которых может быть различна (классификация представлена в основной
общеобразовательной программе дошкольного образования «Детский сад 2100»/Под
редакцией Д.И.Фельдштейн, Р.Н. Бунеев., М.ООО «Баласс», 2015).
Говоря о детях с ОВЗ, мы
предполагаем, что процесс их воспитания и обучения будет носить коррекционную
направленность.
Коррекционная работа – это
деятельность, направленная на исправление определенных особенностей
психического или познавательного, не соответствующих возрастным нормам, и
которая осуществляется с помощью использования специальных приёмов обучения и
специальной организацией процесса обучения.
Содержанием коррекционной работы
является фактический материал, который должны усвоить дети, на базе
которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и
успешно войти в общеобразовательный процесс.
Целью инклюзивного образование
является успешное включение ребенка с ограниченными возможностями
здоровья в образовательную среду
Основной задачей дошкольного
обучения в условиях инклюзивного образования является социализация
ребенка с ОВЗ, его адаптация к новым условиям, к правилам и нормам детского
коллектива, к взаимодействию с другими взрослыми.
В условиях социализации детей с ОВЗ
можно выделить 2 направления:
1. Воспитательный
процесс, основой которого является
адаптация, то есть включение его в воспитательный процесс.
Содержанием процесса воспитания
является усвоение конкретных культурно — гигиенических навыков, норм и правил
поведения, норм и правил общения в детском коллективе.
2. Образовательный
процесс – процесс обучения ребенка с ОВЗ в
условиях дошкольного учреждения.
Содержанием процесса обучения
является адаптированный, упрощенный материал с учетом возможностей и
способностей ребенка с ОВЗ.
Одним из наиболее важных условий
перехода к инклюзивной форме образования, его успешности является система
сопровождения и поддержки детей с ОВЗ. Профессия тьютора приобретает здесь
особое значение.
Далеко не каждый педагог может
выполнять функции постоянного сопровождающего для ребенка с ОВЗ. Эта
деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога (безусловное
принятие ребенка), достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и
специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и т. д. (Петрова
Е.Э. «Проблема тьюторства в инклюзивной школе»).
Тьютор
- это специалист, который организует условия для успешного включения ребенка с
ОВЗ или ребенка — инвалида в образовательную и социальную среду
образовательного учреждения.
На практике тьютор и сопровождающий - это разные люди. Тьюторами называют
специалисты с педагогическим образованием (логопеды, дефектологи, педагоги -
психологи и т.д), педагоги без специального образования, студенты профильных
вузов, училищ, а также родители (чаще мамы, бабушки) ребенка с особенностями
развития являются сопровождающими детей с ОВЗ, то есть выполняют только техническую
помощь (одевание, раздевание, кормление, самообслуживание, культурно
-гигиенические навыки и т. д.).
Цель
деятельности тьютора: успешное
включение ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения.
Для реализации этой цели необходимо
решение нескольких задач:
1.Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь
класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
2.Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ,
преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и
учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы,
учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
3 Организация, при необходимости, сопровождения другими
специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных
специалистов в работе с ребенком. Тьютор является связующим звеном, обеспечивающим координацию
педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку
специалистов на каждом этапе образовательного процесса.
4 Осуществление взаимодействия с родителями, включение родителей в
процесс обучения.
Необходимо особо отметить сложность
включения родителей в коррекционный процесс (для этого разработаны
дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели
занятий, является необходимым условием эффективности образовательного процесса
и процесса социализации.
Основные
направления работы с родителями:
1.
Установление контакта с родителями
вновь прибывших детей, объяснение задач, составление плана совместной работы;
2.
Формирование у родителей адекватного
отношения к своему ребёнку, установки на сотрудничество и умения принять
ответственность в процессе анализа проблем ребёнка, реализации стратегии
помощи;
3.
Оказание родителям эмоциональной
поддержки;
4.
Содействие родителям в получении
информации об особенностях развития ребенка, прогноза развития;
5.
Формирование интереса к получению
теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребёнка;
6.
Проведение совместного анализа
промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Процесс реализации психологической
поддержки родителей является длительным и требует комплексного подхода, что
предусматривает участие педагога - психолога, учителя-дефектолога, врача, учителя-логопеда
и др. От успешного вовлечения родителей в процесс воспитания и обучения детей с
ОВЗ выигрывают и дети, и родители, и педагоги.
5. Работа с педагогическим
коллективом, родителями, другими детьми с целью создания единой психологически
комфортной образовательной среды.
6. Оценка результатов деятельности,
отслеживание положительной динамики в деятельности ребенка с ОВЗ.
«При этом вся деятельность по
сопровождению особого ребенка не должна нарушать образовательного и
коммуникативного пространства той группы детей, в которой находится ребенок с
особенностями развития». (Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе. Сопровождение
ребенка с особенностями развития: Метод. пособие /Под ред. М.Л. Семенович. -
М.: Теревинф, 2010).
Необходимо помнить, что
непосредственное участие тьютора в жизни ребенка с развитием его
самостоятельности постепенно должно снижаться, уступая место общению со
сверстниками и взаимодействию с педагогами. «Сопровождать можно только
идущего». (Ковалева Т.М. «Тьюторское сопровождение как ресурс развития процесса
индивидуализации»).
Основные направления работы
тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений
подопечного с социумом в ДОУ и картину взаимоотношений ребенка с особенностями
развития в системе ДОУ и роль тьютора в этом процессе. Тьютор и воспитатель
должны стать одной командой. Здесь необходимо помнить, что воспитатель
должен играть ведущую роль в сознании ученика, иначе будет не инклюзия, а
интеграция.
Основные
этапы индивидуального сопровождения:
Ø Сбор информации о ребенке, анализ полученной информации;
Ø На предварительном этапе тьютор знакомится с результатами
диагностики ребенка, проведенной специалистами, с медицинской картой ребенка,
утвержденным образовательным маршрутом; встречается со специалистами и
представителями ПМПК для получения рекомендаций.
Ø Получив общие сведения, он знакомится с самим ребенком и его
семьей, узнает об особенностях, интересах, сильных и слабых сторонах своего
подопечного. Происходит постепенное установление контакта. На этом этапе часто
необходимо заранее познакомить ребенка с помещениями, где он будет заниматься,
его рабочим местом, местами общего пользования.
Ø Совместная с другими специалистами выработка рекомендаций;
Ø Установление контакта с ребенком, родителями, адаптационный
этап;
Ø На этом этапе идет повседневная, последовательная работа
тьютора и ребенка с ОВЗ по вхождению в образовательный процесс и социальную
жизнь МА ДОУ № 32, постепенное включение ребёнка в различные учебные и
внеучебные ситуации. Под адаптацией понимается приспособление к нуждам ребенка
с ОВЗ:
- помещений ДОУ;
- режима дня;
- образовательных программ;
- методических пособий.
Сроки адаптации детей в МА ДОУ № 32 очень индивидуальны и зависят от
особенностей развития ребенка, от сложности нарушения и многих других
причин. Они варьируются в пределах нескольких месяцев, у детей с аутизмом, ЗПР
органического происхождения, детей с синдромом Дауна могут составлять от года
до 1,5 лет. Период адаптации значительно сокращается у детей, которые
посещали дошкольные образовательные учреждения с раннего возраста. На
этапе адаптации тьютор ставит основные приоритетные задачи:
- создание комфортной обстановки и
специальных условий обучения и воспитания ребенка с ОВЗ;
- развитие навыков самообслуживания;
- адекватное восприятие детского
коллектива;
- развитие умения взаимодействовать
с детьми и взрослыми (на начальном этапе это следующие умения: что-то
попросить, попроситься в туалет, спокойно засыпать, не мешая детям и т. п.).
Необходимо поставить такие задачи,
которые учитывают потенциальные возможности ребенка с ОВЗ и определяют
позитивные и негативные факторы влияния на его адаптацию.
Здесь важно не забывать, что помощь
должна быть разумно дозирована, носить направляющий характер и побуждать
ребенка к самостоятельности. «Взаимодействие тьютора и ребенка – это
поступательное движение от «симбиоза» с тьютором к максимальной
самостоятельности ребенка в школьной жизни», - Карпенкова И.В.
Составление Адаптированной
образовательной программы (АОП) и ИМС (индивидуального маршрута сопровождения)
ребенка с ОВЗ.
Собственно тьюторское сопровождение
в образовательном и воспитательном процессах, решение поставленных задач;
Анализ динамики развития и
воспитания ребенка с ОВЗ.
Освоившись в новой среде, при
условии постоянного получения положительной эмоциональной поддержки, ребенок с
ОВЗ переходит на новый этап, который характеризуется снижением тревожности и
напряжения. Теперь акцент тьюторства переносится в сферу углубления
социализации и коррекционно-развивающего обучения. Здесь важно поддерживать
мотивацию ребенка, дать ему возможность почувствовать его успехи. Проводится
анализ и оценка первых результатов.
На каждом этапе тьютор наблюдает и
информирует родителей и всех участников образовательного процесса о
динамических изменениях ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации, при
необходимости направляет родителей или законных представителей на консультацию
к другим специалистам, налаживает сотрудничество со специалистами
других организаций, занимающихся с ребёнком с ОВЗ, посещающего образовательное
учреждение.
Последним этапом, если это возможно,
должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора,
предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей
отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния
является критерием его эффективности.
Необходимо, чтобы процесс развития
ребенка с ОВЗ достигал следующих целей:
1)
Воспитательная цель
– адаптировать и социализировать ребенка с ОВЗ к новым для
него нормам и правилам, к детскому коллективу;
2)
Образовательная цель
– то, чему мы можем научить ребенка в процессе дошкольного образования,
опираясь на ЗБР, на возможности ребенка, учитывая его диагноз;
3)
Коррекционная цель
определяет, какие методы и приемы использовать в процессе развития и обучения
ребенка с ОВЗ.
У большинства детей с ОВЗ отмечается
недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной
деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности.
Поэтому можно выделить особые потребности, свойственные всем
детям с ОВЗ:
1)
Специальное обучение ребенка сразу
же после выявления первичного нарушения развития – необходимо прочитать про
особенности данного нарушения, выявить, какие ВПФ западают при этом нарушении,
на какие положительные моменты в развитии мы можем опираться, то есть то, что
ребенок может усвоить достаточно хорошо;
2)
Ввести в содержание обучения ребенка
специальные разделы, не присутствующие в основной образовательной программе.
Для этого создается специалистами ДОУ адаптированная образовательная программа,
проводится педагогическая, логопедическая и психологическая диагностика,
адаптация и упрощение материала под возможности и способности ребенка с ОВЗ;
3)
Использовать специальные методы,
приемы и средства обучения (о них я расскажу далее);
4)
Обеспечить особую пространственную
(комфортное обучение) и временную организацию образовательной среды (регламент
занятий, занятия проводятся в то время, когда ребенок еще не устал – утреннее
время, то есть обеспечить комфортное обучение.
5)
Максимально раздвинуть образовательное
и воспитательное пространство за пределы учреждения, то есть проводить
большую работу с родителями, вести общую линию этих двух процессов как в
детском саду, так и дома, закреплять материал, осуществлять тренировку и
закрепление навыков.
Для повышения
эффективности работы с ребенком с ОВЗ специалисты, педагоги должны:
1)
побуждать ребенка с ОВЗ к речевой
деятельности, осуществлять контроль за речевой деятельностью детей, то
есть постоянно задаем вопросы: что ты делаешь? Что потом надо сделать? например,
ребенок помыл руки, дальше собирается так идти в группу, необходимо спросить,
что нужно сделать, когда помыл руки? какой номер полотенца? если дальше следует
прогулка, спросить чтобы одеться на прогулку куда идем? что сначала делаем? –
отрабатываем и алгоритм действий и провоцируем речь;
2)
устанавливать взаимосвязи между
воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием,
то есть не только научить ребенка с ОВЗ названию предмета, но и что им можно
делать, какого он цвета, какой он формы и т. д.;
3)
использовать более медленный темп
обучения, многократное возвращение к изученному материалу. Это особенно
важно для детей с интеллектуальными нарушениями (ЗПР, умственная отсталость,
Синдром Дауна);
4)
использовать упражнения, направленные на
развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, используя
упрощенный яркий материал – например, счет: если дети в уме считают, то ребенок
с ОВЗ по картинкам считает предметы;
5)
предотвращать наступление утомления
ребенка – постоянная смена деятельности и даже пространства, минуты отдыха,
даже полежать на ковре, кровати, это могут быть привычные способы успокоения и
отдыха, свойственные для ребенка, например: разговаривать с самим собой, с
каким-то предметом, уединение в другом помещении (раздевалке, спальне);
6)
обучать ребенка с ОВЗ (в
процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных
признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать,
анализировать, делать выводы и т.п., то есть развивать мыслительную
деятельность.
Пример, ты сходил в туалет, покушал
(убрать посуду, задвинуть стул, помыть руки и рот) что нужно сделать теперь? –
сделать вывод.
Пример: Отличие колготок от штанов –
сравнение, чем ты кушал – ложка, из чего – тарелка, из чего пил – стакан, как
это называется одним словом – ПОСУДА.
- поощрять ребенка, хвалить, но не
переусердствовать!!!своевременно оказывать ему помощь.
Наиболее
эффективные методы работы с детьми с ОВЗ:
1)
Игровая деятельность, применение
игровых ситуаций – обучение через игру – эти дети плохо сидят за столом,
неусидчивые, невнимательные, поэтому, если тема «СЧЕТ», то мы считаем игрушки,
тарелки, одну убрали, сколько стало и т.п.
2)
Если привычной и желанной формой
деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму
организации деятельности для обучения, применив игровую форму организации
деятельности обучающихся для достижения образовательных целей.
3)
Метод стимулирования общения и
взаимодействия с другими детьми – игра, помощь других детей в
одевании/раздевании, помыть руки, привести ребенка с коридора или спальни
(уходят уединяются, когда устают). Например, когда мальчики играют в футбол,
дать пасс Роме, игра в семью с девочками, Рома моет посуду, то есть выполняет
то, что ему посильно;
4)
Методы расслабления -
физминутки, пальчиковые игры, методы релаксации и массажа – позволяют снять
мышечные спазмы и зажимы особенно в области лица – артикуляционные упражнения –
«улыбка, часики, гримасы и в области кистей рук – пальчиковая гимнастика,
массажные мячи.
5)
Дидактические игры – игры на
развитие познавательной деятельности – сначала этот ребенок может другим детям
подавать карточки, затем уже и сам включаться в деятельность – это настольные
игры, пазлы, конструирование.
В процессе любого вида деятельности необходимо постоянно применять одни и те же
приемы обучения, начиная с более тесного контакта и постоянного контроля за
действиями ребенка, но со временем давать больше самостоятельности в
выполнении различных действий.
6)
Приемы обучения – конкретные
операции взаимодействия воспитателя и ребенка в процессе реализации методов
обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой
ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная
деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Для
активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные
приёмы обучения:
1)
Использование сигнальных карточек
при выполнении заданий с каким-то определенным символом – идем в туалет –
картинка с туалетом, моем руки – картинка с умывальником и ребенком (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой – минус). Можно использовать карточки
для того, чтобы ребенок с ОВЗ понимал, когда начинается занятие и его
окончание, переход с одной деятельности на другую или переход из-за столов на
коврик.
2)
Прием «рука в руке», очень
эффективен в работе по развитию мелкой моторики, на занятиях по музыке,
физкультуре, где есть перестроения, хороводы.
3. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе
занятия, для развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации
словарного запаса, развития связной речи. То есть долго речь взрослого ребенок
с ОВЗ воспринимать не может, ему нужен наглядный материал.
3)
Речевые интонационные приемы:
выделение речью важной информации, где-то более строгим голосом (что касается
правил и норм поведения), вопросы и т.п.
4)
Активные приемы рефлексии -
самоанализ деятельности ребенку провести сложно, поэтому это делает
воспитатель: у Ромы сегодня хорошо получилось то, то…и использовать похвалу или
поощрение (житончики);
5)
Приемы релаксации – элементы
пальчиковой гимнастики, массажа, просто полежать или походить, элементы психогимнастики,
то есть смена деятельности;
6)
Привлечения других детей – выбираем
ответственного смотреть за ребенком с ОВЗ после прогулки до обеда, привести его
за руку из коридора, спальни, если долго находится в туалете, проверить и
объяснить, что нужно выходить.
Основные направления работы тьютора в организации условий
для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом в МА ДОУ № 32:
1. Тьютор и подопечный |
Тьютор: |
формирует доверительные и эмоционально насыщенные
отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником,
выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка –эмоциональным(помогает
разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физически (если
подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату;
следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в
туалет); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную
нагрузку. |
|
2. Тьютор и воспитатель группы |
Тьютор: |
обсуждает с воспитателем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров
тьютора и подопечного), уходы из группы и возвращение, особенности характера
и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие
в тройке: ребенок – воспитатель – тьютор. |
|
3. Тьютор и другие дети |
Тьютор: |
следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем
дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного –
отвечает на вопросы. |
|
4. Тьютор и родители |
Тьютор: |
Установление контакта с родителями, определение задач и
составление плана совместной работы; Формирует у родителей адекватное отношение к своему
ребенку, установку на сотрудничество и умение принять ответственность в
процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи; рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день,
что удалось, какие были трудности; дает родителям необходимую информацию об особенностях
развития своего ребенка; формирует интерес к получению теоретических и практических
умений в процессе обучения и социализации оказывает эмоциональную поддержку; Проведение совместного анализа промежуточных результатов,
разработка дальнейших этапов работы; отвечает на вопросы родителей других детей, часто
это делается через воспитателя. |
Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития в
системе МА ДОУ № 32 и роль тьютора в этом процессе.
Ребенок с ОВЗ и воспитатель |
Для этого тьютор: |
Ребенок слушает воспитателя и выполняет его инструкции |
привлекает внимание ребенка к воспитателю: «Смотри на …..
(имя воспитателя), слушай…»; «Смотри в тетрадку, на мольберт»; «Возьми ручку, пиши»; «Открывай тетрадь, возьми листок...»; и т.п. |
Ребенок с ОВЗ и тьютор |
Для этого тьютор: |
Ребенок выполняет рекомендации тьютора |
следит за организацией рабочего пространства воспитанника; соотносит задания воспитателя с возможностями ученика; если ребенок не успевает полностью выполнить задание -
определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое
задание; если общее задание для всех детей сложно для понимания
ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию. Примечание.
Если тьютору будет сложно решить, в какой момент правильнее переключиться, то
необходимо спросить об этом воспитателя. |
Ребенок с ОВЗ и другие дети |
Для этого тьютор: |
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на
обращение других детей к нему |
наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие
моменты подключает к общению подопечного. Например, сосед просит у ребенка ластик, а тот не
реагирует. Тьютор организует диалог одногруппников: «Дай, пожалуйста, ластик»
– «На» – «Спасибо… На, возьми обратно». |
Ребенок с ОВЗ и родители |
Для этого тьютор: |
Ребенок перед заходом в группу прощается с родителями, в конце дня – встречает родителей и прощается с тьютором |
помогает подопечному в общении со своими родителями в
условиях сада – помогает рассказать, что было в саду, познакомить с их с
друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями
других детей. |
Методы и приемы, способствующие достижению выбранных
задач при реализации АОП:
Ø Создание ситуаций.
Ø Индивидуальное научение.
Ø Работа по показу, образцу.
Ø Работа совместно со взрослым.
Ø Обучение в паре со здоровым ребенком.
Ø Научение через «рутины» - ежедневно повторяющиеся действия.
Ø Обучение в паре с ребенком с таким же нарушением.
Ø Обучение в паре с родителями.
Ø Обучение через создание препятствий («не слышу, когда
кричишь»).
Ø Научение через ресоциализацию – устранение ранее сложившихся
моделей поведения и одновременное приобретение новых (игнорирование и
положительное подкрепление).
Ø Работа по схемам.
Ø Выделение/создание образцов для подражания (другие дети).
Ø Материальное подкрепление («конфетка»).
Ø Научение средой ( другие дети одобряют/не одобряют
поведение).
Ø Обучение художественным словом.
Ø «Заразительность» - как другие: похвала или порицание
действий других детей.
Ø Использование родительского авторитета (как «+», так и «-»).
Ø «Попустительство» - возможность ребенку самому решать,
выбирать следующее действия и ощущать их последствия.
Ø Порицание путем нежелательной для ребенка деятельности («Не
занимался, теперь все отдыхают, а ты доделываешь»).
22.07.2021
Просмотров всего: , сегодня:
24.03.2021
Просмотров всего: , сегодня:
03.10.2020
Просмотров всего: , сегодня:
08.04.2020
Просмотров всего: , сегодня: