Сетевое взаимодействие как фактор повышения профессиональной компетенции педагогов дошкольного образования

Договор о сотрудничестве МА ДОУ № 32 и МАОУ "СОШ № 19".pdf (скачать) (посмотреть)
Договор о сотрудничестве МА ДОУ № 32 и МБУ "Центр спортивных сооружений".pdf (скачать) (посмотреть)
Договор о взаимодействии МАДОУ № 32 с ПМПК городского округа Краснотурьинск.pdf (скачать) (посмотреть)
Договор о взаимодействии МАДОУ № 32 с МАУ ДО "Станция юного натуралиста".pdf (скачать) (посмотреть)

12.04.2021

Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного, предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений.

Традиционные формы методической поддержки педагогических работников, такие как семинары, семинары-практикумы, мастер-классы, ориентированы, как правило, на наиболее профессиональных педагогов и активизируют именно их методическую, педагогическую деятельность. А большинство воспитателей принимают лишь пассивное участие на данных мероприятиях и являются созерцателями. Поэтому имеется необходимость создания системы активного включения каждого педагога в методическую деятельность, мотивировать его самообразование.

Одним из направлений перспективной работы является организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, которое позволяет каждому участнику сети получить доступ к возможностям развития, недоступным вне сети. Но создание сетевого взаимодействия возможно только при взаимодействии учреждений с людьми разных профессий, объектами культуры и образования, семьей и социумом вместе. Двусторонняя польза и выгода основа такого особого социального партнерства и один из самых главных признаков сетевого взаимодействия, а это характерно и для создания особых отношений между партнёрами, и социальных связей, и контактов.

Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов (совместное использование ресурсов хорошо прослеживается в отчёте по реальному сетевому взаимодействию). Понятия «сеть», «партнерство», «сетевое взаимодействие», «сетевые эффекты» получили сегодня широкое распространение в педагогической практике. МА ДОУ № 32  трактуют понятие «сетевое взаимодействие» по-своему:

Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, а также идет процесс диалога между МА ДОУ № 32 и другими ДОУ и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Инновации в условиях образовательной сети приобретают эволюционный характер, что связано с непрерывным обменом информацией и опытом и отсутствием обязательного внедрения. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем- то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

МА ДОУ 3 32  реализует возможности решать разнообразные проблемы как общеобразовательного учреждения, так и методической работы на муниципальном уровне, появляется возможность выстраивания единого информационного образовательного пространства в заречном районе, области и т.д. За счет сетевого взаимодействия руководитель МА ДОУ № 32  управляет, проектирует, планирует и обеспечивает более перспективные направления развития. Участие в сетевом взаимодействии позволяет педагогам взаимообогащаться, предъявлять собственный опыт, изучать, анализировать и внедрять в практику своей работы передовой педагогический опыт других педагогов, формировать в себе способность к рефлексии.

Как инновационный ресурс нашу деятельность мы направили на работу по повышению профессиональной компетентности педагогов.

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет дошкольным образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться.

Сетевое взаимодействие - это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Педагогический состав определил  следующие организационно-педагогические условия сетевого взаимодействия образовательных учреждений:

1.      Формирование заказа на подготовку специалистов.

2.      Совершенствование содержания и структуры преемственных образовательных программ с ориентацией на заказчика.

3.      Развитие различных форм информационного обеспечения обучающихся в учреждениях профессионального образования.

4.      Стимулирование педагогов к сетевому взаимодействию.

5.      Поддержка    педагогов      в          области          применения   ИКТ    в педагогической деятельности в режиме сетевого взаимодействия.

6.      Применение  дистанционных        технологий    в         повышении квалификации педагогов.

Обозначили  этапы реализации сетевого взаимодействия: обоснование необходимости реализации проекта, формирование адаптационных навыков участников проекта, конкретизация подходов к профессиональной подготовке специалистов, сетевая деятельность педагогов, мониторинг, анализ результатов.

Сетевое взаимодействие в МА ДОУ № 32  - это сложный механизм, благодаря которому происходит вовлечение сразу нескольких организаций в инновационную деятельность. Данный алгоритм уже продемонстрировал свою актуальность и состоятельность. Сетевое взаимодействие учреждений образования предполагает особое социальное партнерство, в котором подразумевается «двусторонняя полезность» с использованием неформальных и формальных контактов, которые обладают определенными параметрами, такими как:

ü  единство целей;

ü  определенные ресурсы для их достижения;

ü  суммарный центр управления.

Для преодоления возникающих проблем применяли компьютерные технологии (Skype, WhatsApp, e-mail).

Сетевое взаимодействие как совместная скоординированная деятельность субъектов (людей, организаций, социальных групп и пр.), ориентировано на достижение конкретных согласованных целей. Поэтому наличие объединяющей цели является важной характеристикой сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие предполагает существование связей между субъектами. В числе связей не только коммуникация участников, но и обмен различными ресурсами и деятельностью. Связи являются добровольными и могут иметь множество уровней взаимодействия. Сетевое взаимодействие отличает взаимная совместная ответственность участников за деятельность и ее результаты, равноправные отношения субъектов, взаимная заинтересованность.

Для функционирования сети в МА ДОУ № 32  была разработана нормативно-правовая база, регулирующая сетевое взаимодействие.

1.      Договор с образовательными учреждениями городского округа Краснотурьинск  о сетевом взаимодействии.

2.      Договор о сетевом взаимодействии с объектами социума городского округа Краснотурьинск .

3.      Положение об организации инновационной деятельности.

4.      Приказы об утверждении управленческо - педагогической команды и творческих групп в МА ДОУ № 32.

Далее, определили главную цель сетевого взаимодействия повышение профессиональных компетенций педагогов МА ДОУ № 32 через доступность и открытость работы ресурсных центров и ДОУ городского округа Краснотурьинск, входящих в сеть.

Определили уровни функционирования:

ü  уровень прямого управления. К этому уровню относятся ресурсные центры и ДОУ городского округа Краснотурьинск;

ü  уровень прямого контакта. На этом уровне осуществляется организация и взаимодействие МА ДОУ № 32  с ресурсными центрами;

ü  уровень информационного взаимодействия. Ответственность за эффективность работы этого уровня возлагается непосредственно на коллектив МА ДОУ № 32. На данном уровне осуществляется трансляция опыта работы, обмен опытом с другими ДОУ городского округа Краснотурьинск  и ресурсными центрами.

Данная сеть состоит из главного координатора ресурсных центров: главным координатором муниципальной сетевой инновационной площадки выступает педагогический коллектив ЦРиМ, а также из сетевых узлов и объектов близлежащего социума: ДОУ города, МАУ ДО «Станция юных натуралистов»; МАОУ «СОШ № 19», МАОУ «ООШ № 28»,Краснотурьинский театр кукол, МБУК «Краснотурьинский краеведческий музей», МАУ ДО «Центр детского творчества», Краснотурьинская детская хореографическая школа, Краснотурьинская детская художественная школа и др. На региональном и федеральном уровнях МА ДОУ № 32  взаимодействует с ГАПОУ СО «Северный педагогический колледж», Институтом развития образования Свердловской области, Центром непрерывного образования и инноваций г. Санкт-Петербурга.

Каждый из сетевых узлов (МА ДОУ № 32 , семья, объекты социума) взаимодействуя между собой, предлагает свое видение той или иной проблемы и свой вариант ее решения. Модель сетевого взаимодействия определяет сетевые узлы, уже вовлечённые в совместную деятельность, и узлы, которые планируется включить в сетевое взаимодействие.

МА ДОУ № 32 , вступившая в сеть, имеет   следующие преимущества:Хочу такой сайт

ü  во-первых, все ресурсные возможности МА ДОУ № 32  расширяются до масштабов сети.

ü  во-вторых, МА ДОУ № 32  получает мощный толчок к развитию за счет включения в новые проекты, расширяет пути взаимодействия.

ü   в-третьих, МА ДОУ № 32   получает реальные основания для социального позиционирования в сфере дошкольного образования и, более того, сеть предоставляет разнообразные ресурсы и средства для такого позиционирования, для продвижения разработок и т.п.

ü  в-четвертых, МА ДОУ № 32   включается в систематический мониторинг, который позволяет не только получить общую картину по своему учреждению, но и оценить свои позиции по различным основаниям в сравнении с другими учреждениями.

За счет сетевого взаимодействия руководитель и творческая группа педагогов МА ДОУ № 32   может переходить о реактивной модели управления к проективной, планируя и обеспечивая наиболее перспективные направления развития.

В МА ДОУ № 32  взаимодействие в системе сетевого сообщества реализуется двумя способами:

1.                       Виртуальное взаимодействие с использованием достижений современных информационных технологий и, в первую очередь, сети Интернет.

2.                       Реальное взаимодействие образовательных учреждений, объектов социума с целью совместной реализации образовательных проектов.

Взаимодействие между сетевыми объектами вышеуказанными способами осуществляется за счет следующих механизмов сетевого взаимодействия: сетевой проект, сетевой флешмоб, сетевое обучение и сетевой договор.

Сетевой проект чаще всего возникает по инициативе координационного центра. Основанием для его появления могут служить либо данные мониторинга, либо большая часть участников сети сталкивается с однотипной проблемой, и ее решение позволит продвинуться всем участникам сети одновременно.

Сетевой договор нацелен на взаимодействие с внешними по отношению к сети организациями и предполагает установление наиболее комфортных условий для участников сети.

Сетевой флешмоб представляет собой механизм, обратный сетевому проекту, так как в данном случае инициатива исходит от конкретного участника сети (учреждения), любой участник может заявить о затруднении, которое у него возникло. Совместно с координационным центром проблема формируется в заказ к сети, и объявляется сетевой флешмоб.

Сетевое обучение предполагает повышение профессионального уровня в сети дошкольного образования.

          При сетевом взаимодействии происходит не просто сотрудничество, обмен различными материалами и инновационными разработками, а идет процесс работы образовательных учреждений над совместными проектами, разработка и реализация совместных программ.

От участия в сетевом взаимодействии в МА ДОУ № 32  ожидается повышение качества образования и воспитания, поскольку основные характеристики сети отличаются воспитательным содержанием:

ü  наличием общих интересов и стремлением участников к общим социальным целям, использованием единых методов;

ü новыми возможностями для обмена мнениями, взаимного обучения и др.;

ü  содействием развитию коммуникаций между участниками;

ü  присутствием           взаимной       заинтересованности и          ответственности,      которые обеспечивают их динамику взаимодействия.

Эффект        взаимодействия        образовательных      учреждений   в          сети    позволил        на практике:

ü      добиться вместе того, чего нельзя добиться поодиночке;

ü      усилить взаимопомощь;

ü      оказывать влияние на другие организации и учреждения как внутри сети, так и за её пределами;

ü      углубить понимание проблемы и расширить границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями;

ü      помогать в работе друг другу и делать работу совместно;

ü      обеспечить обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями;

ü      морально и психологически поддержать участников коммуникации.

Практика     реализации    сетевого         взаимодействия        закрепила      принципы     его построения со стратегическими социальными партнёрами:

ü  каждому участнику предоставляются равные возможности для выражения своего мнения;

ü  не допускается перекладывание работы и ответственности на партнёра;

ü  в сотрудничестве распределены полномочия и направления работы каждой организации и учреждения;

ü  созданы необходимые условия для плодотворного и конструктивного сотрудничества, а также контроля и мониторинга;

ü  поддерживается культура сотрудничества и взаимодействия, предполагающая умение «отдавать» и «принимать»;

ü  успешное функционирование сети возможно при постоянной поддержке общих коммуникационных потоков по всем направлениям взаимодействия, в проведении встреч, семинаров и конференций.

Таким образом, можно сделать вывод, что только слаженная работа педагогического коллектива МА ДОУ № 32 , личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даст положительные результаты в организации работы с партнёрами по сетевому взаимодействию. Сетевое взаимодействие, какую бы форму не выбрал педагог, позволяет расширить возможности для повышения профессиональной компетентности педагога и развития его творческих способностей.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».