03.10.2020
Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации
образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные
элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную
программу. На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в
процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие
с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат
своих работников.
Функции
тьютора в ДОУ:
1.Организация и проектирование проектирование открытой, вариативной
образовательной среды:
- повышение доступности
образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных
маршрутов и проектов;
- проектирование
специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
- координация
взаимодействия субъектов образования.
2. Организационно-методическое
обеспечение поддержки дошкольника:
- подбор методических
средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
- методическое
обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации
образовательного процесса;
- подбор и разработка
методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.
3. Педагогическое сопровождение
индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:
- выявление
индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений
воспитанников;
- вовлечение ребенка в
разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
- сопровождение детей в
реализации маршрутов;
- подбор и адаптация
педагогических средств индивидуализации;
- педагогическая
поддержка рефлексии дошкольников;
- организация участия
родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов
ребенка.
Инструменты
работы тьютора в ДОУ
Ø Беседа с родителями. При разговоре с
родителями ребенка, происходит обмен наблюдениями и фиксация важных деталей,
которые могут помочь при дальнейшей работе с ребенком.
Ø Дневник наблюдений. В дневник наблюдений тьютор
записывает особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его
самочувствие, реакции.
Ø Диагностические карты, фиксирующие различные
изменения в развитии ребенка.
Ø Погружение ребенка в проблемные ситуации, в том
числе, включение в разновозрастные группы.
Ø Организация занятий для развития определённых
качеств и навыков
Результаты
работы тьютора в ДОУ
Основным результатом
работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление
субъектной позиции ребенка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция
строится из трех составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться
ресурсами. Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребенком своих умений
(«я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»),
осознании того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок
может адекватно оценить свои возможности. Самоопределение — из умения осознанно
выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне ребёнка –
дошкольника) результат работы (понимание «а что должно получиться в итоге?»).
Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами
пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребенку очень важно уметь просить
о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.
Таким образом, необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который
работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и
реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную
среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными
субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение
ребёнка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.07.2021
Дата обновления: 19.07.2021
Дата публикации: 03.10.2020