24.03.2021
Чем отличается выбор от перебора, индивидуальный
подход от индивидуализации, и почему это важно для образования вашего ребёнка?
В последнее время всё больше родителей понимают,
что никто не заинтересован в качественном образовании их детей так, как они
сами. А значит, нужно самим прикладывать усилия, чтобы разбираться в том, как
можно учиться, решать возникающие проблемы, обращаться за помощью к
профессионалам.
Поэтому родителям важно знать, что есть такая
профессия — тьютор. Она не так давно появилась в российском пространстве, а
корни её уходят в историю европейских университетов XII века.
Тьютор — удивительный для образования человек: он
не реализует ФГОС ДО, а работает с индивидуальными желаниями и возможностями
ребёнка.
Его работа связана с теми вещами, которым каждый
сознательный родитель хотел бы своего ребёнка научить: с умением выбирать, с
умением осознавать свои желания, с умением ставить цели и добиваться их. И в
образовании будущего тьютор, по прогнозам экспертов, будет играть ключевую
роль.
Что нужно знать
родителям о тьюторах?
Родителям
важно знать, что «прикладывать» к ребёнку сразу свои соображения о том, чем ему
нужно заниматься — не единственно возможный подход. Лучше сначала посмотреть на
него со стороны, дать ему как можно больше шансов разносторонне проявить себя,
чтобы потом понять, что ему интереснее.
В наш век быстрых решений и лавины информации у
родителей зачастую нет времени и знаний для того, чтобы организовать
максимально свободное пространство выбора для ребёнка. И тогда на помощь
приходит тьютор.
Тьютор — это человек, который сопровождает
индивидуальную образовательную программу, являющуюся результатом того, что
ребёнок сам выбрал.
Тьюторство — это раздел педагогического и
антропопрактического знания. Антропопрактика, в свою очередь — это практика
работы с развитием человека. Могут быть врачи-антропопрактики,
психологи-антропопрактики. Это те, кто работает с качественным продвижением
человеческой жизни.
В этом плане тьюторство — это практика помощи
человеку в его развитии.
В образовательных учреждениях все говорят об
индивидуальном подходе.
Зачем
нужен ещё и тьютор?
Это два разных понятия, которые, к сожалению,
очень часто путают — индивидуальный подход и индивидуализация.
Индивидуальный подход —
это когда взрослый мир начинает рассматривать ребёнка, интерпретирует его,
чтобы эффективно с ним взаимодействовать. Ты холерик, ты сангвиник. Ты
«визуал», тебе надо больше картинок показывать.
Индивидуализация — это создание такой
среды, таких возможностей, чтобы ребёнок мог сам проявить свою
индивидуальность. Если вы даёте детям разные задачи — сильным посложнее, слабым
попроще, — это не индивидуализация, это ваш личный индивидуальный подход.
Конечно, он должен быть, но не надо путать.
Как происходит работа
тьютора?
Есть
основная схема полного тьюторского действия. Она используется вне зависимости
от того, с кем ты работаешь: хоть с трёхлетним ребёнком, хоть с пожилыми
людьми. В России эта схема состоит из трёх этапов.
Первый этап —
это создание образовательной среды, в которой возможен тьюторский взгляд.
Тьютор — средовой человек, он может работать только там, где есть свобода
выбора. Для начала надо такую среду создать, и в России 90% тьюторов ещё не
работают в полном смысле, а только создают среду. Зарубежные коллеги
удивляются, что у нас есть такой этап: у них среда уже несколько веков, как
создана, эта профессия существует в культуре.
Второй этап — это «сердцевина» тьюторской работы, мы называем его образовательной
навигацией. Когда создана среда, ты организуешь пробы различных возможностей и
обсуждения, чтобы ребёнок мог сделать выбор: какие у разных вариантов бонусы,
какие риски, что влечёт за собой то или иное решение. Это не автомобильный
навигатор, который говорит тебе, куда поворачивать. Это деятельность, в
процессе которой человек берёт на себя ответственность, сам делает выбор — и
это очень важно.
Самое точное слово, которое определяет
деятельность тьютора — сопровождение. Сопровождать можно только того, кто идёт
сам.
Если ребёнок ничего сам не делает, то мы можем
его заставлять, провоцировать, уговаривать, но не сопровождать.
Третий этап — это масштабирование. Когда мы находим, что ребёнку интересно, мы
должны «масштабировать» его достижения, то есть указать следующие шаги, которые
позволят расширить зону применения полученных результатов. Это касается
движения в сторону выбора профессии, в сторону выбора будущего образования.
Тьютор, наблюдая за ребёнком во время разных проб, обращает внимание, какой
интерес у него возникает чаще других, к чему его всё время тянет. И он может
посоветовать, куда идти дальше, чтобы развивать этот интерес. Мы придаём
масштаб увлечению.
Некоторые дети постоянно меняют свои увлечения,
им очень быстро всё надоедает. Что делать с бесконечным выбором?
Когда ты всё время выбираешь, это лучше назвать
хорошим русским словом «перебор». За выбор ты несёшь ответственность.
Тьютор с этим работает. Хоть мы и говорим, что
работаем с выбором, на самом деле мы работаем с зоной отказа: каждый твой выбор
— это отказ от чего-то. От чего ты готов отказаться? Что ты готов
минимизировать?
Когда человек этого не понимает, он в десятом
классе хочет виллу во Франции и жену-красавицу, но не представляет даже, чем
надо пожертвовать для этого.
С кем сейчас, в
основном, работают тьюторы?
Каждый человек имеет право на свою предельно
личностную судьбу. Это не значит, что мы растим индивидуалистов, которые идут
по головам ради своих целей. Нет, человек всё равно работает в коллективе, в
группе, но он при этом понимает про себя. Это культура заботы о себе:
осознание, какие у тебя преимущества, что тебе трудно, хочешь ли ты какие-то
дефициты свои восполнить, поучившись чему-либо.
У тьюторства в России сейчас два фокуса
развития: инклюзивное образование и работа с одарёнными детьми. Получается,
что, если даже мы не созрели до мысли, что все люди — разные, мы не можем этого
не замечать хотя бы в этих двух сферах.
При работе с детьми с ОВЗ тьютор не выполняет
роль помощника учителя. Его задача — не научить писать и считать, а создать
условия для того, чтобы ребёнок, исходя из имеющихся у него возможностей, смог
достичь в своём образовании максимума.
Что касается работы с одарёнными детьми, то, с
точки зрения тьютора, рано замеченная одарённость играет против возможностей
ребёнка.
Представьте: ребёнку три года, он ещё не
понимает, чего он хочет, но у него, например, выворотность ног. Родители сразу
отдают его в балетную школу, и он видит теперь только станок. А он бы, может, с
удовольствием интересовался муравьями или чем-то ещё.
Выбор — это всегда отказ от одних возможностей в
пользу других. Ребёнок не выбирает сам в три года стать музыкантом или балериной.
Сейчас разрабатываются такие технологии, которые
называются «дублирующие индивидуальные программы для одарённых детей». Чтобы
жизнь человека была более устойчива, у него должно быть право и возможность
выбора.
Возможно ли построение индивидуального
образовательного пути в условиях, когда ребёнок ходит в обычный детский сад,
где никто ни о каком тьюторском подходе и не слышал?
Что делать человеку, который узнал, что можно не
только ездить на поезде, но и летать на самолёте? Ему надо найти лётчика и
аэропорт. Точно так же и здесь: если ребёнок ходит в массовую школу, где ничего
о тьюторстве не знают, то либо родители должны хоть что-то понимать про то, как
строить индивидуальную образовательную программу, или нужно постараться найти
школу, где есть тьюторы. Такие школы существуют, и не только в Москве.
А можно тьюторскую компетенцию приобретать. Это
как с профессией психолога: можно учиться на психолога, а можно учителю пройти
курсы повышения квалификации по психологии и применять эти знания в
педагогической практике — ты будешь глубже понимать ребёнка. Так же и тьютор.
Можно отдельно учиться, а можно пройти курсы и использовать тьюторские навыки в
рамках своей профессиональной деятельности.
Пройти курсы может даже родитель. Конечно, есть
граница, точно так же, как с медициной: может ли приобрести какую-то
медицинскую компетентность мама? Наверное, может. Может научиться уколы
ставить, даже диагностировать что-то. Но есть её личное отношение к ребёнку,
которое не даёт быть объективным.
Я могу быть тьютором по отношению к своему
ребёнку. Но в какой-то момент, когда ребёнок хочет того, что ты подсознательно
не хочешь, очень сложно отказаться от позиции мамы и работать как профессионал.
Профессиональная позиция тьютора заключается в
том, что я уважаю интересы того, с кем работаю, и моя задача — создать среду,
чтобы эти интересы «поймать» и сопровождать.
А вот как раньше было
без тьюторов?
Было стихийно. Кому-то повезло, кто-то прочитал
интересную книжку, кто-то на лекцию попал, а потом выбрал себе любимое дело. А
кому не повезло — так и шли по жизни, как складывались обстоятельства.У нас
никогда не было такой профессии, хотя прецеденты яркие были. Поэт Жуковский был
тьютором Александра I. Он не истории учил, он наследникам рассказывал об общем
положении вещей, помогал им сориентироваться в огромном объёме знаний. В
Царскосельском Лицее были гувернёры, были учителя, а были дядьки. Это прообраз
российских тьюторов.
Но никогда профессии «тьютор» в России не было. Если во многих странах общество решает, какая цель у образования (в США, например, эту цель каждый штат определяет по-своему), то у нас всегда это была государственная политика. От государства задавались цели — будь то создание горнозаводских училищ Петром I или Смольного института Екатериной II. У человека никогда не было культуры такой индивидуальной траектории. А сейчас её развивают. И вот официально профессия тьютора в России появилась в 2008 году, теперь мы хотим окончательно завоевать ей место в умах и сердцах, чтобы она не зависела от политических и прочих обстоятельств
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 19.07.2021
Дата обновления: 19.07.2021
Дата публикации: 24.03.2021