26.07.2021
DIR
floortime - терапевтический
подход,разработанный профессором в области психиатрии Стенли Гринспеном.
DIR – сокращение,включающее в себя
ключевые характеристики подхода: Developmental — развивающая терапия.
Individual
differences – терапия, учитывающая индивидуальные
особенности.
Relationship-based – терапия, основанная на развитии отношений между ребенком
и взрослым (родителем).
ОСНОВНЫЕ
ТЕЗИСЫ DIR:
Существует 6 уровней/этапов,
определяющих здоровое развитие ребенка.
Эти этапы достигаются на основе
взаимодействия ребенка с родителями. Через игру и взаимодействие с родителями
ребенок учится общаться и понимать мир вокруг.
У детей с РАС есть сенсорные
трудности, которые не позволяют им полноценно пройти все эти уровни.
Если малыш не освоил эти умения,
которые должны у него уже быть в соответствии с возрастными нормами, то это
повод для беспокойства. Это может привести к серьезной задержке в развитии
ребенка и дефицитам в развитии навыков коммуникации и социализации.
Как правило, родители замечают эти
красные флажки гораздо позднее, после 2-3 лет. Ребенку ставят диагноз РАС
(аутизм). Но чем раньше родители заметят тревожные звоночки, тем лучше и
эффективнее можно скомпенсировать сложности, которые есть у ребенка. Иногда эти
сложности можно полностью преодолеть, если терапию начинать в очень раннем
возрасте. Чем раньше - тем лучше. Такие дети в дальнейшем хорошо говорят,
учатся, общаются наравне с нейротипичными сверстниками.
С помощью игровых сессий Floortime
можно помочь ребенку восполнить пробелы и приблизить к здоровому развитию. Начинать
терапию можно очень рано, до 1 года. И никогда не поздно.
ШЕСТЬ
ЭТАПОВ в развитии:
ЭТАП 1:
САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (начинает развиваться у ребенка с 0-3 месяцев)
- ребенок проявляет интерес к своим
ощущениям;
- остается спокойным и внимательным;
- успокаивается с помощью родителей;
- проявляет интерес к матери.
ЭТАП 2 :
ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ (начинает формироваться с 2-4 месяцев)
- откликается на Ваши слова и голос
улыбкой, жестами или словами;
- реагирует на родителей с
удовольствием;
- изучает родителей с интересом и
любопытством, замечает их эмоциональные реакции;
- играет в ку-ку и другие игры с
проявлением эмоций;
- реагирует недовольством, если
родители не проявляют внимания к ребенку в течение нескольких минут;
- протестует и злится, когда
расстроен;
- если расстроился, то успокаивается
, когда родители утешают его, в течение 15 мин.
ЭТАП 3
ДВУСТОРОННЯЯ НАМЕРЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ ( начинает формироваться с 6-8 месяцев)
- откликается на жесты намеренными
жестами (например: тянется рукой к протянутой родителем руке);
- инициирует контакты с Вами;
- проявляет следующие эмоции:
радость и удовольствие , исследовательский интерес , злится и протестует, страх
(отворачивается, плачет при виде незнакомых людей)
- откликается на действие
ответным,завершающим действием (обнимает,если его обнимает родитель);
- успокаивается в течение 10 минут ,
отвлекаясь на социальное взаимодействие.
ЭТАП 4:
КОМПЛЕКСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ/ СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (9-18 месяцев)
- завершает 10 + циклов коммуникации
за 1 контакт. Например просит жестом родителя пойти с ним к холодильнику и
дожидается согласия от родителя, когда родитель кивает (1 цикл коммуникации).
Указывает пальцем на любимое лакомство и проверяет взглядом: увидел ли
родитель, что нужно ребенку. Дожидается ответной реакции от родителя: кивка,
слова "да" и др (2 цикл коммуникации). Если родитель дает не то, что
нужно ребенку, то тот возмущенно вокализирует, отрицательно качает головой или
говорит "Нет!" (3 цикл). Ребенок продолжает обмениваться с родителем
жестами, взглядами, словами, стараясь объяснить: что ему нужно и проверяя
реакцию родителя (понял ли его родитель или нет). Он делает это до тех пор, пока
родитель не откроет холодильник и не даст то, что нужно ребенку. Даже если
ребенок еще не произносит слова, он хорошо может объяснить с помощью жестов и
мимики, что ему нужно. И делает это часто;
- следит за направлением взгляда
взрослого, чтобы понять на что он/она смотрит, а также определить: как она к
этому относится (нравится ей или не нравится);
-обменивается с родителями
невербальными сигналами (жесты, мимика, положение тела, тон голоса). Смотрит на
родителя, считывая эти сигналы;
-может определить эмоциональное
состояние родителя и делится своими эмоциями;
- намеренно копирует поведение
родителей (надевает шляпу,”говорит по телефону” и т.д.);
- завершает 10 и более циклов
коммуникации в играх, используя мимику, жесты, дотрагиваясь, играя в догонялки
и в прятки;
- может завершить 10 циклов не
находясь в непосредственной близости, будучи в другом конце комнаты;
- испытывает и выражает во время
взаимодействия с другими следующие эмоции: радость, любопытство ,интерес,
злость;
- понимает и принимает ограничения:
НЕЛЬЗЯ – выраженные словами, жестами, мимикой;
- имитирует действия других, чтобы
успокоиться (кричит, после того, как на него накричали и т.д.).
ЭТАП 5.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ/ ПРИДУМЫВАЕТ СВОИ ИДЕИ (24-30 месяцев)
- придумывает игры понарошку с 2 или
более эмоциональными идеями;
- использует слова, жесты, чтобы
передать 2 и более идеи за раз;
- высказывает желания, намерения и
чувства (используя слова, несколько жестов за раз, дотрагиваясь);
- играет в простые моторные игры с
правилами;
- играет в простые сюжетные игры с
эмоциями страха, радости, любопытства: (например ,кукла испугалась громких
звуков и позвала маму.);
- использует сюжетно-ролевую игру, чтобы
успокоиться после стресса (например, проигрывает в игре, как есть печенье, после
того, как ему не дала печенье мама).
ЭТАП:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ/ ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЭМОЦИЯМИ И ИДЕЯМИ
(36- 48 месяцев)
- в игре понарошку 2 и более идеи
логически связаны;
- играет понарошку, основывая идеи
на действиях родителей;
- в речи связывает логически идеи;
- завершает 2 и более циклов
коммуникации вербально ( с помощью слов);
- в коммуникации логически соединяет
2 и более идеи о намерениях, желаниях, нуждах или чувствах, используя слова,
жесты (притворяется злой собакой), прикосновения (обнимая куклу, выступая в
роли мамы);
- играет в моторные игры с правилами;
- использует сюжетно-ролевую игру, чтобы
соединить 2 и более логически связанные идеи, справляясь с такими чувствами, как
радость, любопытство, злость, страх (например: монстр пугает куклу, поэтому
кукла плачет);
- использует сюжетно-ролевую игру,
которая имеет логическую последовательность действий и в которой находятся пути
решения проблемы. Например: собака рычит на куклу, а кукла плачет и мама отгоняет собаку.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.07.2021
Дата обновления: 26.07.2021
Дата публикации: 26.07.2021