Консультация для педагогов и родителей "Терапия DIR FLOORTIME" (игры на полу)

26.07.2021

DIR floortime - терапевтический подход,разработанный профессором в области психиатрии Стенли Гринспеном.

 DIR – сокращение,включающее в себя ключевые характеристики подхода: Developmental — развивающая терапия.

Individual differences – терапия, учитывающая индивидуальные особенности.

Relationship-based – терапия, основанная на развитии отношений между ребенком и взрослым (родителем).

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ DIR:

Существует 6 уровней/этапов, определяющих здоровое развитие ребенка.

Эти этапы достигаются на основе взаимодействия ребенка с родителями. Через игру и взаимодействие с родителями ребенок учится общаться и понимать мир вокруг.

У детей с РАС есть сенсорные трудности, которые не позволяют им полноценно пройти все эти уровни.

Если малыш не освоил эти умения, которые должны у него уже быть в соответствии с возрастными нормами, то это повод для беспокойства. Это может привести к серьезной задержке в развитии ребенка и дефицитам в развитии навыков коммуникации и социализации.

Как правило, родители замечают эти красные флажки гораздо позднее, после 2-3 лет. Ребенку ставят диагноз РАС (аутизм). Но чем раньше родители заметят тревожные звоночки, тем лучше и эффективнее можно скомпенсировать сложности, которые есть у ребенка. Иногда эти сложности можно полностью преодолеть, если терапию начинать в очень раннем возрасте. Чем раньше - тем лучше. Такие дети в дальнейшем хорошо говорят, учатся, общаются наравне с нейротипичными сверстниками.

С помощью игровых сессий Floortime можно помочь ребенку восполнить пробелы и приблизить к здоровому развитию. Начинать терапию можно очень рано, до 1 года. И никогда не поздно.

ШЕСТЬ ЭТАПОВ в развитии:

ЭТАП 1: САМОРЕГУЛЯЦИЯ И ИНТЕРЕС К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (начинает развиваться у ребенка с 0-3 месяцев)

- ребенок проявляет интерес к своим ощущениям;

- остается спокойным и внимательным;

- успокаивается с помощью родителей;

- проявляет интерес к матери.

ЭТАП 2 : ФОРМИРОВАНИЕ ПРИВЯЗАННОСТИ (начинает формироваться с 2-4 месяцев)

- откликается на Ваши слова и голос улыбкой, жестами или словами;

- реагирует на родителей с удовольствием;

- изучает родителей с интересом и любопытством, замечает их эмоциональные реакции;

- играет в ку-ку и другие игры с проявлением эмоций;

- реагирует недовольством, если родители не проявляют внимания к ребенку в течение нескольких минут;

- протестует и злится, когда расстроен;

- если расстроился, то успокаивается , когда родители утешают его, в течение 15 мин.

ЭТАП 3 ДВУСТОРОННЯЯ НАМЕРЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ ( начинает формироваться с 6-8 месяцев)

- откликается на жесты намеренными жестами (например: тянется рукой к протянутой родителем руке);

- инициирует контакты с Вами;

- проявляет следующие эмоции: радость и удовольствие , исследовательский интерес , злится и протестует, страх (отворачивается, плачет при виде незнакомых людей)

- откликается на действие ответным,завершающим действием (обнимает,если его обнимает родитель);

- успокаивается в течение 10 минут , отвлекаясь на социальное взаимодействие.

ЭТАП 4: КОМПЛЕКСНАЯ КОММУНИКАЦИЯ/ СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (9-18 месяцев)Хочу такой сайт

- завершает 10 + циклов коммуникации за 1 контакт. Например просит жестом родителя пойти с ним к холодильнику и дожидается согласия от родителя, когда родитель кивает (1 цикл коммуникации). Указывает пальцем на любимое лакомство и проверяет взглядом: увидел ли родитель, что нужно ребенку. Дожидается ответной реакции от родителя: кивка, слова "да" и др (2 цикл коммуникации). Если родитель дает не то, что нужно ребенку, то тот возмущенно вокализирует, отрицательно качает головой или говорит "Нет!" (3 цикл). Ребенок продолжает обмениваться с родителем жестами, взглядами, словами, стараясь объяснить: что ему нужно и проверяя реакцию родителя (понял ли его родитель или нет). Он делает это до тех пор, пока родитель не откроет холодильник и не даст то, что нужно ребенку. Даже если ребенок еще не произносит слова, он хорошо может объяснить с помощью жестов и мимики, что ему нужно. И делает это часто;

- следит за направлением взгляда взрослого, чтобы понять на что он/она смотрит, а также определить: как она к этому относится (нравится ей или не нравится);

-обменивается с родителями невербальными сигналами (жесты, мимика, положение тела, тон голоса). Смотрит на родителя, считывая эти сигналы;

-может определить эмоциональное состояние родителя и делится своими эмоциями;

- намеренно копирует поведение родителей (надевает шляпу,”говорит по телефону” и т.д.);

- завершает 10 и более циклов коммуникации в играх, используя мимику, жесты, дотрагиваясь, играя в догонялки и в прятки;

- может завершить 10 циклов не находясь в непосредственной близости, будучи в другом конце комнаты;

- испытывает и выражает во время взаимодействия с другими следующие эмоции: радость, любопытство ,интерес, злость;

- понимает и принимает ограничения: НЕЛЬЗЯ – выраженные словами, жестами, мимикой;

- имитирует действия других, чтобы успокоиться (кричит, после того, как на него накричали и т.д.).

ЭТАП 5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ИДЕИ/ ПРИДУМЫВАЕТ СВОИ ИДЕИ (24-30 месяцев)

- придумывает игры понарошку с 2 или более эмоциональными идеями;

- использует слова, жесты, чтобы передать 2 и более идеи за раз;

- высказывает желания, намерения и чувства (используя слова, несколько жестов за раз, дотрагиваясь);

- играет в простые моторные игры с правилами;

- играет в простые сюжетные игры с эмоциями страха, радости, любопытства: (например ,кукла испугалась громких звуков и позвала маму.);

- использует сюжетно-ролевую игру, чтобы успокоиться после стресса (например, проигрывает в игре, как есть печенье, после того, как ему не дала печенье мама).

ЭТАП: ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ/ ПОСТРОЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ЭМОЦИЯМИ И ИДЕЯМИ (36- 48 месяцев)

- в игре понарошку 2 и более идеи логически связаны;

- играет понарошку, основывая идеи на действиях родителей;

- в речи связывает логически идеи;

- завершает 2 и более циклов коммуникации вербально ( с помощью слов);

- в коммуникации логически соединяет 2 и более идеи о намерениях, желаниях, нуждах или чувствах, используя слова, жесты (притворяется злой собакой), прикосновения (обнимая куклу, выступая в роли мамы);

- играет в моторные игры с правилами;

- использует сюжетно-ролевую игру, чтобы соединить 2 и более логически связанные идеи, справляясь с такими чувствами, как радость, любопытство, злость, страх (например: монстр пугает куклу, поэтому кукла плачет);

- использует сюжетно-ролевую игру, которая имеет логическую последовательность действий и в которой находятся пути решения проблемы. Например: собака рычит на куклу, а кукла плачет и  мама отгоняет собаку.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 26.07.2021

Дата обновления: 26.07.2021

Дата публикации: 26.07.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».