16.03.2021
Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции
зрительно-пространственного восприятия у детей обусловлен тем, что развитие
зрительно-пространственных представлений играет большую роль в процессе
социальной адаптации ребёнка, а также создаёт основу для успешного овладения
учебной деятельностью. Медики отмечают, что у 45% первоклассников зрительно –
пространственные представления недостаточно сформированы. Все функции,
обеспечивающие зрительно-пространственное различение предметов, интенсивно
формируются именно в дошкольном возрасте.
Тонкость, дифференцированность
зрительного восприятия и анализа, зрительная память свойственны далеко не всем
детям. Дети с общим недоразвитием речи – это особая категория дошкольников с
недостаточными предпосылками для развития зрительно-пространственного
восприятия.
При недостатках
зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти у детей с общим
недоразвитием речи в школе возможны такие трудности, как:
- трудности
формирования зрительного образа буквы, цифры, графического элемента:
нарушение соотношения элементов, путание сходных по конфигурации букв,
цифр;
- плохое
запоминание конфигурации букв при чтении и, соответственно, медленный
темп;
- угадывание
букв;
- возвратные
движения глаз (путают строчку, читают наоборот);
- пропуск,
добавление, перестановка букв;
- затруднение
понимания прочитанного;
- возможно
зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
- плохое
выделение геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг –
овал, квадрат – ромб – прямоугольник).
Вышеизложенное позволяет говорить
о важности формирования зрительного восприятия, необходимости специальной
работы с детьми, имеющими низкие показатели по изучаемому параметру, уже с 5
лет.
Система упражнений и
дидактических игр, которая направлена на развитие зрительно-пространственного
восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР.
Она включает в себя:
-
Развитие зрительного восприятия и узнавания предметов и их элементов (умение
воспринимать форму предметов и их элементов, цвет, величину предметов, высоту,
ширину, длину),
- обучение ориентировке в схеме собственного тела,
-
обучение восприятию местоположения и
удалённости предмета в пространстве (вверх – вниз, вперед – назад, дальше –
ближе),
- обучение восприятию пространственных отношений
между предметами, а также изменчивости пространственных отношений,
-
обучение ориентировке на плоскости (на
столе, на доске, на полу и только потом даем лист бумаги,
Предлагаем следующие игры, направленные
на развитие зрительно – пространственных представлений.
1. «Найди спрятанное». Предложите ребенку найти
спрятанный вами предмет или
игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например:
«Встань спиной к телевизору и
сделай два шага вправо, повернись налево и
сделай один шаг и т.д.».
2. Попросите ребенка показать различные части
тела: правый глаз, левую руку и т.д.
Усложните задание, попросив показать левой рукой
правое ухо, правой рукой левый глаз
и т.д. Такой вид упражнений помогает
сформировать умение ориентироваться в правой и
левой сторонах пространства.
3. На улице можно предложить ребенку рассмотреть
окружающие предметы и
назвать их расположение относительно друг друга.
Например: «Машина стоит около
дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы
растут слева от дерева» и т.д.
4. «Графический диктант по клеточкам». Рисунки
графических диктантов можно
найти в литературе по подготовке ребенка к
школе. Это задание помогает не только
развивать зрительно-пространственную
ориентировку, но и готовит руку к письму.
5. Предложите ребенку сложить по образцу
какой-либо предмет из сборного
конструктора или кубиков.
6. «Найди отличия в картинках». Такие задания
можно встретить в детских
журналах.
7. «Чего не хватает?». На рисунке изображены
предметы, у которых художник не
нарисовал какой-либо детали. Ребенок должен
определить чего не хватает и дорисовать.
Материалы к игре можно найти в специальной
литературе и в детских журналах.
8. «Что изменилось?» Разложите перед ребенком
игрушки или картинки, предложите
запомнить и закрыть глаза. Поменяйте игрушки
местами и спросите, что изменилось?
Работа по развитию зрительно –
пространственных представлений дает следующие результаты:
- у
детей формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела;
- игры
и игровые упражнения позволяют не только целенаправленно и ускоренно
формировать зрительно-пространственное восприятие, но и в доступной
интересной форме развивать познавательный процесс дошкольника;
- у
детей наблюдается повышенный интерес к предлагаемым заданиям, что
способствует активизации внимания и зрительной памяти;
- целенаправленное,
всестороннее восприятие предмета, сравнение его с другими предметами
позволяет быстрее активизировать словарь ребёнка;
- силуэтные
и контурные изображения предметов помогают развивать
зрительно-пространственную ориентировку, подготавливая ребёнка к овладению
чтением и письмом;
Таким образом, реализация предложенных
направлений коррекционно-профилактической работы в ходе обучения дошкольников с
общим недоразвитием речи позволяют успешно подготовить детей к обучению в
школе, улучшают социальную адаптацию детей к школьным условиям.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 14.07.2021
Дата обновления: 14.07.2021
Дата публикации: 16.03.2021