СОДЕРЖАНИЕ І. Пояснительная записка…………………………………...………………………………3 1.1. Обоснование необходимости разработки Программы (актуальность) ……………3 1.2. Отличительные особенности Программы………………………………... …………5 1.3. Адресат Программы, режим занятий, объем, срок освоения ………………………6 1.4. Особенности организации образовательного процесса…………………. ………….7 II Цель и задачи программы …………………………………………………………………9 III Планируемые результаты …...........................................................................................10 IV. Содержание программы………………………………………………………………..11 4.1. Учебно - тематический план……………………………………..…………………...11 4.2. Содержание тематического плана …………………………………………………..15 V.Организационно-педагогические условия……….……………………………………..23 5.1. Календарный учебный график…………………………………………….…....…….23 5.2. Условия реализации программы…………………………………………. …………23 5.2.1. Материально – технические условия реализации Программы ….......................24 5.2.2. Кадровые условия реализации Программы ……………………………………...24 5.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………………..…………25 VI. Список литературы……………………………………………………………………..27 I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1 Обоснование необходимости разработки Программы В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются: возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что хорошо подготовленные к школе ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе. Поэтому возникла необходимость в создании дополнительной образовательной программы «Грамотей» по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. Актуальность ДОП «Грамотей» органически соединяет традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике дошкольного обучения. Наряду с развитием речи программа включает в себя курс обучения грамоте. Это практический курс, задачи которого состоят в том, чтобы научить детей читать, вырабатывать у детей умении и навыки для овладения устными и письменными формами речи, доступными для детей подготовительного к школе возраста. Последовательное усвоение понятий «слово», «звук», «слог», «буква», «предложение» в различных игровых упражнениях формирует у ребенка осознание речи, ее произвольность. Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. ДОП разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми документами: 1.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН); 7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"; 8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"; 10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Порядок); 11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; 12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» 13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по 4 проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ". 15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»); 16. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года». 17. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным сертификатом»». ДОП разработана на основе авторской программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки», содержание которой соответствует области «Познавательное развитие» ФГОС ДО. 1.2 Отличительная особенность Содержание ДОП «Грамотей» разработано с учѐтом преемственности дошкольного и начального общего образования: • знакомство с буквой и звуком; • характеристика звука; • изучение аккустико-артикуляционных особенностей звуков, отнесение их к определѐнной группе (гласные – согласные, звонкие – глухие, ударные – безударные); • чтение слогов-слияний, сложных слогов, слов, предложений, текстов; • выделение звука в слове (проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок, стихотворений с аллитерацией); • обучение приѐмам узнавать, различать и выделять отдельные звуки; • работа над лексическим значением слов; • слушание стихотворений, сказок; • выполнение заданий на классификацию; • игры со словами (разгадывание загадок, шуток, чтение слов в разных направлениях); • составление цепочки слов, поиск ошибок в тексте; • пальчиковые игры; • анализ и синтез графических букв; • подготовка руки к письму (штриховка, раскрашивание, обведение шаблонов, печатание элементов букв, выкладывание букв из различных материалов, графические диктанты); • работа с книгой. Педагогическая целесообразность ДОП обусловлена тем, что обучение чтению дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, т.к. читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений. Дополнительная общеразвивающая программа «Грамотей» ориентирована на разностороннее развитие детей, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому, формировании общей культуры воспитанников ДОО. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Новизна Программы дополнительного образования «Грамотей» заключается в следующем: соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка; сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики); соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»); обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей; строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса; обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. 1.3. Адресат Программы, режим занятий, объем, срок освоения Адресат программы - Программа рассчитана на обучение детей 6 - 7 лет. Режим занятий: 1 раз в неделю (6 - 7 лет – 30 минут). Общая продолжительность обучения 36 часов в год. Срок реализации Программы – 1 год. 1.4 Особенности организации образовательного процесса Структурной особенностью дополнительной образовательной программы «Грамотей» является планирование занятий по модулям: 1 МОДУЛЬ: Звуки и буквы. 2 МОДУЛЬ: Учимся читать. Каждый модуль из представленных выше представляет собой комплексное взаимодействие подмодулей программы, неразрывно связанных между собой: ПОДМОДУЛЬ 1 «Знакомство со звуками и буквами русского языка» (усвоение детьми связи звука с буквой, формирования навыка чтения открытых и закрытых слогов) ПОДМОДУЛЬ 2―Развитие речи и подготовка к обучению чтению (развитие у детей фонематического и фонетического слуха, включены звуковой анализ и синтез; накопление, обогащение и активизация словарного запаса), ПОДМОДУЛЬ 3 «Обучению чтению» (усвоение детьми графического образа буквы, овладение послоговым механизмом чтения), ПОДМОДУЛЬ 4 «Подготовка руки к письму» (развитие мелкой моторики, совершенствование элементарных графических умений, печатание). В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Материал, предлагаемые ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников. Принципы построения программного содержания: • От простого – к сложному. • Доступность содержания программного материала. • Систематичность и последовательность программного материала. • Учѐт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. • Дифференцированность обучения. • Обучение с опорой на «зону ближайшего развития» детей. Занятия в кружке «Грамотей» с детьми во второй половине дня два раза в неделю по 30 минут (подготовительный к школе возраст). Основные применяемые технологии: • Элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова; • Здоровьесберегающие технологии; • Информационно-коммуникационные технологии; • Личностно-ориентированное обучение; • Игровые технологии Основные формы и способы работы с детьми. Занятия включают в себя систему дидактические игр, игровые приемы и ситуации; пальчиковые игры, физминутки; графические упражнения. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия. Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие. II. Цели и задачи реализации Программы Цель. Овладение навыками осознанного чтения и связной речи, для успешного получения общего начального образования с учётом возрастных особенностей детей 5-7 лет в соответствии с требованием стандарта. Задачи. Образовательные: учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией; осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове); познакомить детей со слоговой структурой слова; формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения; формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения; расширять словарный запас детей. сформировать полноценную фонетическую систему языка посредством использования «азбучных» сказок. Развивающие: развитие слухового восприятия; развитие графические навыки; развитие координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти. развитие речевой деятельности на основе бесед, разговоров, высказываний; развитие интереса к занятиям по обучению грамоте; развитие коммуникативной, регулятивной функции речи; развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации; развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей развитие способности к саморегуляции поведения и проявления волевых усилий приобщать детей к художественной литературе Воспитательные воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи и при выполнении заданий; воспитывать культуру речи; воспитывать нравственные качества, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим; воспитывать умения работать в паре; приобщение детей к художественной литературе. III. Планируемые результаты К концу учебного года ребенок должен: членить предложения на слова; соотносить буквы и звуки; называть звуки и слоги в словах; находить слова с определѐнным звуком; определять место звука в слове; проводить звуковой анализ слова; владеть основами плавного слогового чтения; читать односложные слова со стечением согласных; читать простое двусоставное предложение без предлога; читать простое предложение с предлогом; читать доступные по содержанию тексты (небольшие рассказы, стихотворения, сказки); отвечать на вопросы, понимать прочитанное, пересказывать прочитанное обводить контуры, аккуратно заштриховывать фигуры; правильно держать ручку, карандаш; классифицировать, сравнивать, находить простейшие закономерности, строить умозаключения. № п\ п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 IV.Содержание Программы 4.1. Учебно – тематический план Наименование разделов и тем Количес В том числе тво занятий теорет практи ическ ческих их Вводное занятие. Входная диагностика. Гласный звук и буква А а. Понятие о гласных звуках, привлечь внимание детей к их артикуляции и научить четко произносить гласные звуки. Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога. Гласные звук и буква У у. Знакомство детей с гласными звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами Аа, У у. Закрепление умения соотносить звук и букву, учить составлять слоги и читать их. Гласный звук У, буква У, у. Гласные звуки и буквы О о. Знакомство с буквой О о. Закрепление материала с гласными звуками: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами Аа, У у. Звуки [м], [м`]. Буквы М м. Знакомство со звуком [м]. Звуки твердые и мягкие. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы в печатном тексте. Чтение слогов и слов: ам, ма, ум, му, мама. Звуки [с], [с`]. Буквы С с. Знакомство детей со звуком [с]. Определение места звука в трех позициях. Сравнение на слух слов сама и сам. Практическое знакомство с ударным гласным звуком. Звуки [х], [х`]. Буквы Х х. Знакомство с буквами Х х. Соотношение звука и буквы. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Определение слоговой структура слов. Закрепление пройденных букв и звуков. Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, X. Звуки [р], [р`]. Буквы Р р. Знакомство со звуком [р], с буквами Р р. Зарисовка графического образа. Звук [ш]. Буквы Ш ш. 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Звук [ш] и его особенности. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Звук [ы]. Буква Ы. Звук [ы] и его особенности. Выделение звука в словах, определение места звука в слове. Учить детей соотносить звук и букву. Зарисовка графического образа. Звуки [л], [л,]. Буквы Л л. Звук [л], отметить, что этот звук согласный, может быть твердым и мягким, звонкий. Учить определять место звука в слове. Учить детей соотносить звук и букву. Зарисовка графического образа. Звуки [н], [н,]. Буквы Н н. Звуком [н] и его особенности. Учить определять место звука в слове. Учить детей соотносить звук и букву. Зарисовка графического образа. Чтение слов по магнитной азбуке. Составление слов из пройденных букв. Звуки [к], [к`]. Буквы К к. Звук [к] и его особенности. Учить определять место звука в слове. Учить детей соотносить звук и букву. Зарисовка графического образа. Звук [т], [т`]. Буквы Т т. Звук [т] и его особенности. Учить узнавать звук на слух. Учить детей соотносить звук и букву. Зарисовка графического образа. Гласные звуки и буквы И и. Звук [и] и его особенности. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Учить детей соотносить звук и букву. Зарисовка графического образа. Звуки [п], [п`]. Буквы П п. Звук [п], его характеристика, место в слове. Познакомить детей с буквами П п. Чтение слов с пройденными буквами. Звуки [з], [з`]. Буквы З з. Звук [з], его характеристика, место в слове. Познакомить детей с буквами З з. Учить детей соотносить звук и букву. Зарисовка графического образа. Звук [й`]. Буква Й й. Звук [й], его особенности. Познакомить детей с буквами Й й. Учить детей соотносить звук и букву. Звуки [г], [г,]. Буквы Г г. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Звук [г], и его особенности. Познакомить детей с буквами Г г. Учить детей соотносить звук и букву. Звуки [в], [в`]. Буквы В в. Звук [в] и его характеристика. Познакомить детей с буквами В в. Учить детей соотносить звук и букву. Звуки [д], [д,]. Буквы Д. Буква Д д, характеристика звуков. Понятие звук и буква. Зарисовка графического образа Звуки [б], [б¢]. Буквы Б б Анализ звука[б], определение места звука в слове. Зарисовка графического образа. Чтение слов с изученными буквами. Звуки [ж], [ж`]. Буквы Ж ж Анализ звука, определение места в слове. Закрепление пройденных звуков. Буквы Е е Звук [е], йотированный, и содержит в себе два звука [йэ]. Познакомить детей с буквами Е е. Составление слов из частей. Знакомство с буквами Ь и Ъ Буква Ь, буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. Звука не обозначает, а показывает, что перед ней стоит мягкий согласный. Буквы Я я. Буква [я], звук гласный йотированный, и содержит в себе два звука [йа]. Зарисовка графического образа. Составление слов из частей. Буквы Ю ю Звук гласный йотированный, и содержит в себе два звука [йу]. Буквы Ю ю. Зарисовка графического образа. Составление слов. Буквы Ч ч Звук [ч], может быть только мягкий, звонкий, согласный. Учить находить пропущенную букву в словах. Гласные звуки и буквы Э э Познакомить детей со звуком [э], отметить, что этот звук гласный. Повторение гласных звуков. Звук [ц]. Буквы Ц ц. Звук [ц],только согласный, глухой и всегда твердый. 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 32 33 34 35 36 Звук [ф]. Буквы Ф ф Особенности звука [ф], (звук может быть только согласный, глухой и твердый или мягкий). Зарисовка графического образа Звук[щ]. Буквы Щ щ Особенности звука[щ], (звук может быть только мягкий, глухой, согласный). Чтение слогов и слов с данной буквой. Звук. Слово. Предложение. Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению Повторение изученного материала Формы аттестации и контроля Итоговое открытое занятие «В стране букв и звуков» Итого 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 1 1 1 1 36 16,5 19,5 4.2. Содержание тематического плана 1 год обучения Месяц Сентябрь Темы занятий Занятие 1 - мониторинг Занятие 2 Гласный звук и буква А а. Понятие о гласных звуках, их артикуляции и четкое произношение гласных звуков. Знакомство с буквой А а. Гласный звук А, буква А, а. Определение места звука в словах аист, астра, луна, мак. Деление слов на слоги. Условное обозначение слога. Игровая ситуация «Покажи букву». Занятие 3 Гласные звук и буква У у Знакомство с гласными звуками [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами Аа, У у. Закрепление умения соотносить звук и букву. Составление слогов из гласных и их чтение. Гласный звук У, буква У, у. Место звука в словах утка, арбуз, кенгуру. Определение количества слогов в словах. Занятие 4 Гласные звуки и буквы О о Знакомство с буквой О о. Закрепление материала с гласными звуками: [а], [о], [и], [ы], [у], [э] и буквами Аа, У у. Закрепление умения соотносить звук и букву, учить составлять слоги и читать их. Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы (звука О нет). Занятие 5 Звуки [м], [м¢]. Буквы М м Знакомство со звуком [м], его характеристика. Выделение звука в словах, определение места звука в слове. Соотношение понятий звук и буква. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы в печатном тексте. Чтение слогов и слов: ам, ма, ум, му, мама. Октябрь Занятие 6 Звуки [с], [с¢]. Буквы С с Знакомство детей со звуком [с],его характеристика. Определение места звука в трех позициях. Сравнение на слух слов сама и сам. Практическое знакомство с ударным гласным звуком. Знакомство с буквами С с. Зарисовка графического образа. Занятие 7 Звуки [х], [х`]. Буквы Х х Знакомство со звуком [х], [х`]. Анализ звуков. Выделение звука в словах, определение места звука в слове. Знакомство с буквами Х х. Соотношение звука и буквы. Зарисовка графического образа. Учить находить буквы в печатном тексте. Определение слоговой структура слов мох, муха. Составление одного- двух предложений со словами сухо, сыро. Занятие 8 Закрепление пройденных букв и звуков Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, X. Обучение детей звуковому анализу слов; учить называть слова с заданным звуком, Составление прямых и обратных слогов из вышеуказанных букв наборного полотна, индивидуально — из букв разрезной азбуки. Составление трехбуквенных слов. Занятие 9 Знакомство со звуками [р], [р`]. Буквы Р р. Знакомство со звуком [р], с буквами Р р. Зарисовка графического образа. Анализ звука. Выделение звука в словах, определение места звука в слове. Знакомство с буквами Р р. Нахождение буквы в печатном тексте. Ноябрь Занятие 10 Знакомство со звуком [ш]. Буквы Ш ш. Особенности звука [ш]. Выделение звука в словах, определение места звука в слове. Зарисовка графического образа. Занятие 11 Знакомство со звуками [ы]. Буква Ы. Особенности гласный. Учить выделять звук в словах, определять место звука в слове. Знакомство с буквой Ы. Учить детей соотносить звук и букву. Зарисовка графического образа. Составление предложений по схеме. Занятие 12 Звуки [л], [л,]. Буквы Л л. Знакомство со звуками и буквами Л л. Зарисовка графического образа. Составление звуковых схем с новыми звуками. Определение места звука в слове. Занятие 13 Звуки [н], [н`,]. Буквы Н н Знакомство со звуками и буквами. Игра «звук спрятался» Чтение слов по магнитной азбуке. Составление слов из пройденных букв. Запись имен людей в предложении с большой буквы. Декабрь Занятие 14 Звуки [к], [к`,]. Буквы К к Знакомство со звуком [к], характеристика звука. Определение места звука в слове. Зарисовка графического образа. Составление слов из пройденных букв Занятие 15 Звуки [т], [т`,]. Буквы Т т Знакомство со звуком [т], его характеристика. Составление прямых и обратных слогов. Зарисовка графического образа. Занятие 16 Гласные звуки и буквы И и. Повторение гласных звуков. Игра «Буква спряталась». Составление звуковых схем. Зарисовка графического образа. Назови слово на букву «И» Занятие 17 Звуки [п], [п`]. Буквы П п Знакомство со звуком [п], характеристика звука. Выделение звука в словах, определение места звука в слове. Буква П п. Чтение слов с пройденными буквами. Зарисовка графического образа. Январь Занятие 18 Знакомство со звуком [ф]. Буквы Ф ф Звук [ф] и его особенности. Знакомство с буквами Ф ф. Зарисовка графического образа. Чтение повествовательных предложений из двух-трех слов. Точка в конце предложения. Занятие 19 Звуки [з], [з`,]. Буквы З з Знакомство со звуками и их характеристика. Игра «На что похожи буквы» Зарисовка графического образа. Составление предложение с заданным словом. Занятие 20 Звук [й]. Буква Й й Знакомство со звуком [й],его особенности. Выделение звука в словах, определение места звука в слове. Знакомство с буквами Й й. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Занятие 21 Звуки [г], [г`,]. Буквы Г г Знакомство со звуком [г], характеристика звука. Знакомство с буквами Г г. Нахождение слов на данную букву. Соотнесение понятий звук и буква. Зарисовка графического образа. Февраль Занятие 22 Звуки [в], [в`,]. Буквы В в Знакомство со звуком [в], его характеристика. Знакомство с буквами В в. Зарисовка графического образа. Составление слов с изученными буквами. Занятие 23 Звуки [д], [д`,]. Буквы Д д Знакомство со звуком [д], его характеристика. Конструирование буквы из счетных палочек. Зарисовка графического образа. Нахождение буквы в печатном тексте. Занятие 24 Знакомство со звуками [б], [б`]. Буквы Б б Знакомство со звуком [б], его характеристика. Выделение звука в словах, определение места звука в слове. Знакомство с буквами Б б. Зарисовка графического образа. Составление слов с изученными буквами. Занятие 25 Март Занятие 26 Звук [ж]. Буквы Ж ж Знакомство со звуком [ж], его особенности. Буквы Ж ж. Повторение изученных букв. Игра «Дорисуй букву». Зарисовка графического образа. Нахождение пропущенной буквы в словах. Составление схемы предложения. Чтение слогов и слов с буквами Занятие 27 Звук [е]. Буквы Е е Звуком [е], гласный йотированный, и содержит в себе два звука [йэ]. Знакомство с буквами Е е. Зарисовка графического образа. Составление слов из частей. Занятие 28 Знакомство с буквами Ь и Ъ. Буквы, не обозначающие звук. Игра «Буквы спрятались» Буква Ь - показатель мягкости в конце слога или слова. Зарисовка графического образа. Занятие 29 Звук [я]. Буквы Я я. Звук [я], гласный йотированный, и содержит в себе два звука [йа]. Знакомство с буквами Я я. Соотнесение звука и буквы. Составление звуковых схем слов. Зарисовка графического образа. Составление слов из частей. Апрель Занятие 30 Знакомство со звуком [ю]. Буквы Ю ю Звук [ю], гласный йотированный, и содержит в себе два звука [йу]. Знакомство с буквами Ю ю. Соотнесение звука и буквы. Зарисовка графического образа. Составление слов. Занятие 31 Знакомство со звуком [ч]. Буквы Ч ч Звук [ч], особенности звука. Знакомство с буквами Ч ч. Соотнесение звука и буквы. Зарисовка графического образа. Учить находить пропущенную букву в словах Занятие 32 Гласные звуки и буквы Э э. Звук [э]. Повторение гласных звуков. Буква Э. Зарисовка графического образа. Назови первый звук в слове. Занятие 33 Звук [ц]. Буквы Ц ц Звук [ц] и его характеристика. Знакомство с буквами Ц ц. Соотнесение звука и буквы. Зарисовка графического образа. Составление предложений. Занятие 34 Знакомство со звуком [щ]. Буквы Щ щ Звук [щ] и его особенности. Знакомство с буквами Щ щ. Зарисовка графического образа. Чтение слогов и слов с данной буквой. Май Занятие 35 Закрепление пройденного материала Занятие 36 Итоговое занятие Система занятий включает в себя работу по четырѐм основным направлениям: Организуя работу со звуком, важно научить правильно произносить гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух путем различия на слух звуков в словах; совершенствовать дикцию, отчетливое произношение слов и словосочетаний; учить определять место звука в слове (начало слова, середина, конец); работать над интонацией и выразительностью речи. Важно помнить: звук первичен, а буква – вторична! При работе со слогом обращаем внимание, что следует читать слоги плавно, не отделяя звуки друг от друга, протягивая первый звук, переходя на следующий, чтение прямых и обратных слогов, открытых и закрытых. Умение делить слова на слоги, находить ударный слог. На этапе запоминания слогов ребѐнок должен осмыслить, понять, а не заучить слоговые слияния. Так называемые «слоговые песенки распределены в определѐнной последовательности, в порядке, который предусматривает усвоение слогов путѐм их «пения» (про маму: МА, МО, МУ и т. д, про папу: ПА, ПУ, ПЫ ит. д., что вызывает огромный интересу детей, развивает артикуляцию, дикцию, формирует правильное произношение. Проводя игры со словом, уточняем, обогащаем и активизируем словарь детей; учим правильно употреблять слова - названия предметов, признаков, действий и объяснять их значения; объединять и различать по существенным признакам предметы, правильно употреблять видовые и родовые слованазвания; учим определять и называть местоположение предметов (слева, справа, между, около, рядом) время суток (утро, день, вечер, ночь, сутки). Продолжительность этапа усвоения слогов у детей различна, так как каждый ребѐнок индивидуален в своѐм развитии. Выходом в слово дети овладевают в разное время: кто раньше, кто позже. Работа по формированию навыка чтения носит индивидуально- дифференцированный характер. Работая над предложением и устной речью, обучаем детей правильному согласованию слов в предложении, пересказыванию небольших сказок и рассказов по содержанию картины или о предмете. В процессе обучения происходит совершенствование диалогической речи детей; формирование умений детей задавать вопросы и отвечать на них; заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием. Как и на предыдущем этапе, выход в предложение для каждого ребѐнка индивидуален: ребята, раньше усвоившие слово как единицу речи, успешнее выходят в предложение, затем в чтение текстов: отрывки произведений, небольшие сказки, стихотворения. Порядок изучения звуков, букв и слов, которые можно построить из этих букв, не дают возможности с первых дней в период изучения «Азбуки» приводить образцы прозы и поэзии. Поэтому до определенного периода останавливаемся на отдельно взятых словах и предложениях. Но, как только начинается переход к составлению слов и предложений, то далее надо стремиться насытить их богатым содержанием, пользуясь при этом детской художественной литературой и фольклором. №п/п Наименование раздела 1 Гласные звуки 2 Звуко-буквенный анализ слова 3 Составление слов 4 5 Место звука в слове Составление предложений 6 Чтение Формы аттестации /контроля Опрос, практическое занятие. Игровые упражнения Опрос, практическое занятие. Викторина Дидактическая игра, практическое занятие. Итоговое занятие «В стране букв и звуков» Показатели развития К концу года дети должны: – делить слова на слоги; – уметь составлять предложения из двух-четырех слов; – членить простые предложения на слова; – определять место звука в слове; – давать характеристику звуку; – самостоятельно составлять предложение; – составлять рассказ с заданным количеством предложений; – свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов; – давать характеристику звуку; – уметь работать с кассой букв; – точно отвечать на поставленные вопросы педагога. – овладевают позой пишущего человека; – ориентироваться на листе; – рисовать разнообразные линии; – делить линию пополам; – рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.); – дорисовывать начатые фигуры; – вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков; – уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие); —понимать задание и выполнять его самостоятельно; —проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы; —самостоятельно формулировать учебные задачи. V. Организационно – педагогические условия 5.1 Календарный учебный график Год обучения 1 год Дата начала обучения Дата окончания обучения 2 сентября 31 мая Количество учебных дней Количество учебных недель 36 36 Количество учебных часов в месяц/в год Режим занятий 120/1080мин 1 занятие в неделю по 30 минут 5.2 Условия реализации Программы 5.2.1. Материально – технические условия реализации Программы Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарногигиеническим нормам. Столы и стулья должны соответствовать росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими нормами. Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах. Подсобное помещение: шкаф для хранения материалов для организации математической деятельности. Технические средства: ноутбук, телевизор. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации Программы (в расчете на количество обучающихся) № п/п Наименование Количество 1 Стол детский 5 шт. 2 Стул детский 10 шт 3 Стол письменный 1 4 Стул 1 5 Мольберт демонстрационный 1 шт. 6 Доска школьная 1 шт. 7 Доска магнитная 1шт. 8 Азбука магнитная 1набор. 9 Игрушки персонажи 5 шт. 10 Простые карандаши 10 шт. 11 Цветные карандаши 10 наборов 12 Ноутбук 1 13 Телевизор 1 14 Разрезная азбука 2 шт. 15 Наборное полотно 1 шт 16 Детские книги с крупным шрифтом 20 шт 17 Букварь Н.С. Жуковой 6 шт 18 Буквы - пазлы 1набор 19 Демонстрационные наборы по темам 10 шт. 5.2.2 Кадровые условия Реализация Программы обеспечивается воспитателем МА ДОУ № 32 Орт Е.С. (1квалификационная категория). Образование Северный педагогический колледж, специальность – преподавание в начальных классах, квалификация – учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области педагогики дополнительного образования. 2008 год Уральский государственный педагогический университет , направление – педагогическое образование , квалификация - бакалавр, 2020 г. Стаж Педагогический стаж - 6 лет В должности воспитателя - 3 года Общий стаж Курсы повышения квалификации 5.3. Формы аттестации/контроля оценочные мероприятия Уровень достигнутых предметных результатов предполагается оценивать по следующим показателям: 1. Теоретическая подготовка по программе. Оцениваемые параметры: Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана ДОП. Критерии оценки – соответствие теоретических знаний, обучающихся программным требованиям. Методы диагностики – беседа, устный опрос и др. Владение специальной терминологией. Критерии оценки – осмысленность и правильность использования специальной терминологии. Методы диагностики – беседа, устный опрос. 2. Практическая подготовка по программе. Оцениваемые параметры: Практические умения и навыки, предусмотренные программой . Критерии оценки - соответствие практических умений и навыков программным требованиям. Методы диагностики – наблюдение, контрольные задания. 3. Эффективность программы предполагается оценивать по следующим показателям: - высокий и средний уровень освоения детьми содержания предмета; -устойчивый интерес детей к данному виду деятельности - наличие положительных мотивов посещения занятий); - высокий уровень познавательной активности детей. Контроль за освоением программы проводится в конце второго года обучения. С этой целью используется тетрадь «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» Е.В. Колесниковой. Анализ выполнения заданий позволяет определить степень усвоения Программы каждым ребёнком по следующим разделам: 1. Количество и счёт. 2. Геометрические фигуры. 3. Величина. 4. Ориентировка во времени и пространстве. 5. Логические задачи. Подведение итогов реализации программы проводится в виде открытых учебных занятий, самостоятельных работ. Для проведения диагностики используются следующие задания: Задание №1. Выявление умений счёта. Инструкция к проведению: педагог предлагает ребёнку посчитать до 10. Задание №2. Выявление знания цифр. Материал: набор цифр в произвольном порядке. Инструкция: педагог предлагает ребёнку расположить цифры по порядку от 1 до 10, а затем назвать те цифры, которые ему покажут (9, 3, 2, 6). Задание №3. Выявление знаний о количественном составе числа из единиц в пределах пяти, умения различать количественный и порядковый счёт. Материал: на столе лежат в ряд муляжи овощей: картошка, огурец, помидор, морковь, свёкла. Инструкция: педагог предлагает ребёнку сказать, из каких овощей составлена группа, которая по счёту картошка (а), который по счёту помидор (б), просит посчитать по порядку. Задание №4. Выявление умений соотносить количество предметов с цифрой. Материал: «Математический набор». Инструкция: педагог предлагает ребёнку отсчитать 9 кружков, а потом обозначить это количество цифрами. Задание №5. Выявление умений увеличивать и уменьшать число на единицу. Материал: «Математический набор». Инструкция: педагог предлагает ребёнку отсчитать 8 квадратов, а затем уменьшить число на единицу. После этого даёт следующее задание: сначала отсчитать 7 треугольников, а потом увеличить число на единицу. Задание №6. Выявление знаний о геометрических фигурах. Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины, цвета. Инструкция: педагог предлагает ребёнку отложить круги, треугольники, прямоугольники, квадраты и назвать все группы фигур. Задание №7. Выявление умений раскладывать предметы по увеличению или уменьшению длины. Материал: пять полосок разной длины и цвета. Инструкция: педагог предлагает ребёнку разложить полоски по порядку от самой длинной до самой короткой, а затем сказать, какие они по длине. Задание №8. Выявление умения ориентироваться в пространстве. Инструкция: педагог предлагает ребёнку сказать, что слева от него, что справа, что впереди. Задание №9. Выявление умения ориентироваться во времени, называть части суток. Материал: картинки, на которых изображены разные части суток. Инструкция: педагог предлагает ребёнку разложить картинки по порядку, начиная с утра, а затем сказать, в какой временной отрезок, что происходило (утро, вечер, день, ночь); назвать, какое сейчас время суток. Оценка результатов: Правильно выполнил задание – 3 балла; Выполнил задание с помощью небольшой подсказки педагога – 2 балла; Выполнил задание с помощью взрослого или со второй попытки – 1 балл VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ); 2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; 3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.); 4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Министерства образования и науки РФ. М.: ТЦ «Сфера», 2014; 6.Разработка дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в образовательных организациях Свердловской области. / Методические рекомендации. – Екатеринбург: ГАНОУ СО «Дворец молодёжи», РМЦ, 2023. – 36 с. Составитель: Н.Э. Климова, старший методист РМЦ; 7.Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки».М.:Ювента, 2010; 8.Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: методическое пособие. - М.: Ювента, 2013; 9.Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: методическое пособие. - М.: Ювента, 2013. - 96 с.; 10.Колесникова Е.В. Я считаю до десяти: математика для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.; Колесникова Е.В. Я считаю до двадцати: математика для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013. – 64 с.; 11.Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.: Ювента, 2013. -32 с; 12.Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.: Ювента, 2013. –32 с; 13.Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. - М.: Ювента, 2013. – 32 с.; 14.Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2013.; 15.Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: демонстрационный материал. – М.: Ювента, 2013. Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)