07.09.2022
Ранний
возраст - это период быстрого формирования всех свойственных человеку
психофизиологических процессов. Своевременно начатые и правильно осуществляемые
воспитание и образование детей раннего возраста являются важным условием их
полноценного развития. Процесс
всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания
ребѐнка.
Нет совершенно
одинаковых детей у каждого свои склонности, особенности, интересы. Сегодня мы
живём в постоянно меняющемся и обновляющемся мире. На данный период времени в системе
дошкольного образования проявляются и оформляются новые тенденции: открытость и
вариативность образовательных моделей, индивидуализация образования детей.
Образовательный процесс в ДОУ необходимо строить с учётом индивидуальных
особенностей каждого ребёнка, что является одним из условий ФГОС ДО.
Индивидуальный подход означает, что при ежедневном
нахождении ребёнка в группе я учитываю потребности каждого ребѐнка как в
активном действии, так и в отдыхе. Это значит, что все материалы и
оборудование, которые находятся в группе, еѐ интерьер, способствуют развитию каждого
из детей, все предлагаемые виды деятельности учитывают разброс уровней развития
разных детей. Здесь моя работа как воспитателя представляет собой процесс
принятия решений, в ходе которых я наблюдаю за ребѐнком, определяю, на какой
стадии тот находится, и в соответствии с этим предпринимаю те или иные
действия. При этом дети приобретают социальный опыт поведения, компетентность и
самоуважение, появляется готовность браться за ещѐ более трудные задачи.
В нашей группе индивидуализированное обучение
происходит на нескольких уровнях.
1.Индивидуализация распространятся на целую группу детей.
Ситуация, когда
каждый ребенок в группе занят своим делом - это и есть индивидуализация,
возникающая естественным образом.
Для этого мы, по возможности, создали развивающую среду,
которая позволяет ребёнку проявить инициативность, творческие способности,
самостоятельность и ответственность, умение осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять
фантазию, изобретательность.
Важно внимательно наблюдать за детьми, когда они
делают выбор, разбиваются на маленькие подгруппы и самостоятельно занимаются
тем, что они выбрали. В этом случае я должна ходить по групповой комнате,
уделяя какое-то время каждой небольшой подгруппе или отдельным детям,
обеспечивая им в случае необходимости поддержку и помощь, подбадривая, или
каким-либо иным образом взаимодействуя с ними.
2.Индивидуализацию
образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей.
Например, в ситуации, когда несколько детей проявляют большой интерес к музыкальной или физической деятельности.
3.Индивидуализация
обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится
к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных
условных норм, а также тем детям, которые имеют какие - либо серьезные
особенности развития.
4. Спонтанная индивидуализация. Индивидуализация
обучения часто происходит экспромтом или спонтанно. Иными словами, я использую представившуюся
возможность и индивидуально реагирую на каждого ребенка (или на небольшие
группы детей). Например: два ребенка поспорили из-за игрушки, которая вдруг
понадобилась им обоим. Обучив их некоторым навыкам искусства переговоров, даю
важный индивидуализированный урок, который обычно является более эффективным, поскольку
мое вмешательство происходит очень
своевременно.
Конечно, работа по осуществлению
индивидуального подхода к детям - трудная, она требует от нас терпения и бесконечных творческих поисков.
А так же соблюдения ряда условий:
-наблюдение за
детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают
детям реализовывать их собственные цели
-
тщательный отбор материалов.
Большинство используемых материалов должны иметь различную степень сложности – от самых
простых до самых сложных.
Например, задания на развитие графических навыков
малыша. Одно задание - провести прямую линию, другое – провести волнистую
линию, третье – обвести предмет: гриб, ёлочку, листик.
Или пазлы с
разным количеством элементов и разного
размера. В этом случае дети могут выбирать для себя подходящий уровень
сложности, пробовать свои силы, учиться идти на риск и вместе с тем, учиться
адекватно оценивать свои силы.
- обеспечение гибкости в ходе осуществления
деятельности.
Например, во время лепки мостика через ручей. Одни
дети сделали мост из трех бревен, другие - из шести. Цветы тоже получились разные.
- «свободный вход» и «свободный выход» детей
из деятельности, уважая ребенка, его состояние, настроение мы предоставляем
ему возможность выбора – участвовать или не участвовать, вместе с другими
детьми в совместном деле.
-Взаимодействие с семьями воспитанников. Работа с семьѐй
– это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной
помощи.
Таким образом,
индивидуализация образовательного процесса, организованного в группе, позволяет
нам:
1. обеспечить
эмоциональное благополучие воспитанников через общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям;
2. поддерживать
индивидуальность и инициативу воспитанников, их самостоятельность;
3. создать в
группе позитивный, доброжелательный микроклимат, развивать коммуникативные способности
детей, формировать первичные навыки взаимодействия со сверстниками;
4. организовать
образовательный процесс в соответствии с принципом вариативного развивающего
образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в
совместной деятельности со взрослым и сверстниками;
5. взаимодействовать с родителями
(законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственно
вовлекать их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и
поддержки образовательных инициатив семьи.
Индивидуализация образовательного взаимодействия
позволяет создать условия для активной коррекции и развития воспитанников,
определяющих, в свою очередь, успешный школьный старт ребенка.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.11.2022
Дата обновления: 09.11.2022
Дата публикации: 07.09.2022