Песочная терапия для детей и взрослых

16.07.2021


Песочная терапия используется психологами, логопедами и педагогами в работе с детьми и взрослыми. Рисование песком, лепка фигур из кинетического песка, игра в песочнице – все эти техники вызывают интерес у клиента, делая процесс психокоррекции не только эффективным, но и увлекательным.

ЧТО ТАКОЕ ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Песочная терапия – это невербальная методика психокоррекции, механизм действия которой основан на активации жизненных ресурсов организма. Технология сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс создания композиции из песка) и вербальную интерпретацию (рассказ об изображении). В процессе игры с песком человек обращается к своему внутреннему «Я», находит ответы на многие вопросы, учится эффективно взаимодействовать с окружающими.

Коррекционное воздействие песка объясняется его приятной текстурой. Методика рекомендуется в следующих случаях:

v  Ребенок  испытывает трудности в вербализации своих проблем;

v  у ребенка  слабо развиты такие качества личности, как: самостоятельность, ответственность, инициативность;

v  в силу возрастных и индивидуальных особенностей у ребенка слабо развита эмоционально-волевая сфера;

v  ребенок находится в состоянии личностного кризиса;

v  необходима реабилитация после сильного стресса.

Песочная терапия как метод психологической коррекции помогает ребенку и взрослому  повысить самооценку, избавиться от личностных комплексов, принять себя таким, какой он есть. Клиент получает свободу самовыражения: в его воображении возникают образы, которые он изображает с помощью песка.

Песочная арт-терапия используется в сочетании с другими методами работы практического психолога: сказкотерапиейпсиходрамой, гипнозом, телесно-ориентированной терапией.

Современные техники и упражнения по песочной терапии отличаются от первоначальных вариантов этой разновидности психокоррекции большой динамичностью и широтой использования. Сейчас данный способ коррекционно-развивающей деятельности применяется в индивидуальной и групповой работе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕТОДА

Основная цель песочной терапии – создать условия для самоизлечения клиента средствами творческого самовыражения. Психолог должен помочь клиенту вывести информацию из бессознательной сферы в область сознания. В зависимости от типа занятий, цели терапии песком могут быть коррекционными, развивающими или образовательными.

На основе особенностей метода и его цели можно выделить следующие задачи песочной терапии:

v  диагностика психоэмоционального состояния клиента;

v  помочь клиенту понять негативные эмоции и трансформировать их в положительные переживания;

v  провести анализ психотравмирующего события;

v  оптимизировать ценностные установки личности;

v  снизить уровень тревожности;

v  развитие коммуникативных навыков клиента;

v  создание условий для благоприятной социализации личности;

v  нормализация детско-родительских отношений.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИЕЙ

Для организации занятий психотерапией с использованием песка понадобятся:

v  большой стол;

v  стулья по количеству участников;

v  деревянный ящик, дина которого 70 см, высота 10 см, а ширина 50 см;

v  различные виды сертифицированного песка (в ящике сыпучая смесь должна занимать примерно половину пространства);

v  лопатки;

v  воронка;

v  сито;

v  мелкие камешки;

v  мелкие игрушки в виде растений, человечков, животных, сказочных существ, предметов быта, архитектурных объектов, транспортных средств, бижутерии.

Перед использованием песок нужно прокалить. В дальнейшем песок  моется и прокаливается  каждую неделю. Раз в год он меняется.

С ДЕТЬМИ

Песочную терапию для детей дошкольного возраста в групповой форме можно использовать начиная с 2 лет. Общее количество участников в группе не должно быть больше 6 человек. В группе обязательно должны быть как мальчики, так и девочки.

На занятиях песочной терапией с детьми психолог создает условия для формирования коммуникативных навыков участников. Взаимодействие детей в песочнице учит их идти на компромисс, контролировать свои эмоции, уважительно относиться друг к другу.

В детских группах на первом занятии психолог сообщает участникам правила поведения и техники безопасности. Допускается присутствие родителей на занятиях.

Занятия песочной терапией начинают с формирования общего представления детей о песке и его свойствах. Психолог просит детей сделать на песке отпечаток кулака или ладошки, спрашивает об ощущениях, которые у них возникают при этом. Затем ведущим используются упражнения, где детям нужно нарисовать что-нибудь пальцем на песке, после чего каждый из детей рассказывает о своей картине.

Систематические игры с песком развивают мелкую моторику, создают предпосылки для развития логического мышления, положительно влияют на здоровье.Хочу такой сайт

Вариантом песочной терапии в работе с детьми является рисование песком на световом планшете. Психолог учит детей создавать рисунки ребром ладони, просеивая песок через сито, двумя руками одновременно. Все это стимулирует развитие мозга. Песок помогает снять мышечные зажимы и напряжение. В ходе занятий происходит развитие когнитивных психических процессов.

Песочная терапия применяется в качестве развивающих занятий для детей с ЗПР. Педагогически запущенным и гиперактивным детям эта технология облегчает социализацию.

Для достижения стойкого положительного эффекта нужно не менее 10 занятий.

СО ВЗРОСЛЫМИ

В коррекционной работе психолога со взрослыми песочная терапия превращается в средство релаксации и творческого самовыражения. Ощущения, которые возникают у взрослых людей при соприкосновении с песком, возвращают их в детство, открывают доступ к глубинному слою бессознательного через активацию сенсорных и сенсомоторных центров.

Песочная терапия для взрослых в виде создания на песке композиций прошлого, настоящего и будущего помогает человеку осознать свое место в этой жизни, определить направления саморазвития.

Упражнения песочной терапии назначают людям, пережившим инсульт. Данная арт-терапевтическая техника является одним из реабилитационных средств при лечении опорно-двигательного аппарата, неврологии и сердечно-сосудистых заболеваний.

Курсовая песочная терапия позволяет пожилым людям улучшить концентрацию внимания, память, сохранить интеллектуальные возможности. Для многих из них эта методика является профилактикой депрессии. Групповая форма песочной терапии позволяет пенсионерам реализовать свою потребность в общении.

ВИДЫ И ФОРМЫ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Песочная терапия может быть организована в индивидуальной, групповой или семейной форме. Виды занятий психолог выбирает в соответствии с целями психокоррекции. Это могут быть:

Диагностическое занятие. На таком занятии психолог изучает особенности эмоционально-волевой сферы участников, выявляет их личностные проблемы. Если занятие проводится с семьей, то психолог диагностирует специфику детско-родительских и супружеских отношений посредством упражнений с песком.

Занятие-игра. В этом виде занятий песочная терапия сочетается со сказкотерапией и обыгрыванием той или иной ситуации. Игры с песком развивают кинестетическую и тактильную чувствительность детей, развивают познавательный интерес и коммуникативные навыки.

Психокоррекция. Этот вид занятий с песком проводится индивидуально и направлен на исправление негативных особенностей личности. Часто песочную психокоррекцию применяют в качестве вспомогательного метода лечения неврозов.

Консультирование с элементами песочной терапии. Манипуляции с фигурками в песочнице в данном случае помогают клиенту визуализировать проблему, понять сложившуюся жизненную ситуацию и найти выход из нее.

ТЕХНИКИ И УПРАЖНЕНИЯ

Существует множество различных упражнений и техник песочной терапии. Например:

Упражнение «Ладошки». Цель упражнения – восстановление баланса между процессами возбуждения и торможения в нервной системе. Упражнение эффективно при работе с гиперактивными и агрессивными детьми. Психолог предлагает детям создать на песке композицию из отпечатков ладошек, пальцами нарисовать следы животных. Если работа проводится в парах, участники создают шедевр вместе.

Упражнение «Секретик». Цель упражнения – развитие мелкой моторики и мышления. В песке нужно спрятать мелкие игрушки. Психолог предлагает отыскать их, ощупать и на основе сенсорного обследования сказать, что это.

Техника рисования на песке. Цель – диагностика и коррекция психоэмоционального состояния. Психолог предлагает клиенту нарисовать что-нибудь на песке с помощью стилуса. Когда рисунок готов, психолог анализирует его, задает вопросы, заставляющие клиента заглянуть внутрь себя. Это помогает индивиду научиться понимать собственные эмоции и чувства.

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

v  Песочная терапия имеет следующие преимущества:

v  методика ориентирована не на результат, а на сам процесс;

v  данный вид терапии успешно применяют для коррекции уровня тревожности и страхов у дошкольников;

v  метод интересен как детям, так и взрослым, творческий процесс увлекает клиентов;

v  метод помогает определить суть личностной проблемы клиента;

v  технология приводит в порядок мысли и чувства человека;

v  в процессе систематических занятий нормализуется эмоциональный фон человека;

v  песочная терапия помогает прожить эмоции, которые долгое время подавлялись, — так человек избавляется от тревожности и комплексов;

v  клиент получает возможность свободного творчества;

v  в процессе занятий повышается стрессоустойчивость и работоспособность участников, растет их самооценка;

v  технологии работы с песком создают условия для комплексного развития психических процессов участников;

v  данный вид арт-терапии используют для коррекции девиантного поведения подростков;

v  психокоррекцию средствами песочной терапии можно реализовать в домашних условиях.

Однако у песочной терапии есть ряд недостатков:

v  противопоказанием для проведения коррекции с помощью песка являются психиатрические диагнозы, расстройства психики, эпилепсия;

v  нельзя рассчитывать на эффективность занятий, если у клиента очень высокий уровень личностной тревожности;

v  методика противопоказана лицам, склонным к возникновению кожных аллергических реакций.

Таким образом, песочная терапия – уникальный метод психокоррекции, доступный не только психологам и арт-терапевтам, но и педагогам. Песочницы сегодня есть в кабинетах логопедов и дефектологов, в детских садах, в центрах раннего развития. С помощью песка решаются образовательные, диагностические, коррекционные задачи.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.07.2021

Дата обновления: 19.07.2021

Дата публикации: 16.07.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».