СОДЕРЖАНИЕ
І. Титульный лист……….…………………………………...………………..1
2. Основные характеристики ………………………………………………. 2
2.1. Пояснительная записка ……………………………………………………3
2.1.1. Направленность ………………………………………………………….3
2.1.2. Актуальность ………………………………………………. ………….. 3
2.1.3. Отличительные особенности …………………………………………...5
2.1.4. Адресат программы ……………………………………………………. 6
2.1.5. Объем и срок освоения программы ……………………………………6
2.1.6. Особенности организации образовательного процесса ………………6
2.2. Цель и задачи программы ……………………………………………..7
2.3. Планируемые результаты …...................................................................8
2.4. Содержание программы…………………………………………………9
3. Организационно-педагогические условия ……………………………..19
3.1. Календарно-учебный график ……………………………………………..19
3.2. Условия реализации программы ………………………………………… 19
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы ………………….25
4. Список литературы…………………………………………………………26
2
2.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность
Рабочая программа «Веселый оркестр» разработана в соответствии с основной
образовательной программой МА ДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида» и
отражает особенности содержания и организации образовательного процесса
дошкольного учреждения.
Программа кружка «Веселый оркестр» в ДОУ имеет художественноэстетическую направленность, так как направлена на музыкальное развитие ребенка
через знакомство с музыкой, развитие слуха, чувства ритма, творческих способностей и
навыков игры на детских музыкальных инструментах. Цель — создание условий для
позитивной социализации и мотивации ребенка к музыкальной деятельности.
Ключевые аспекты направленности программы:
Художественно-эстетическое развитие:
Программа способствует формированию музыкальной культуры детей, развивая их
эстетический вкус и восприятие.
Музыкальное развитие:
Она нацелена на развитие музыкальных способностей: слуха, чувства ритма,
музыкальной памяти, а также навыков игры на детских шумовых и ударных
инструментах.
Социальное развитие:
Посредством совместной игры в оркестре дети учатся работать в команде,
общаться друг с другом, проявлять самовыражение и позитивно социализироваться.
Творческое развитие:
Программа стимулирует творческую активность ребенка через исполнительскую и
сочинительскую деятельность.
Развитие личности:
Формируются личностные качества, такие как дисциплина, усидчивость,
ответственность и умение слышать других.
Таким образом, такой способ музыкального самовыражения с помощью звуков и
движений, комплексно воздействует на детей. Развивает у них зрительную, слуховую и
двигательную активность, творческую инициативу, что в свою очередь
способствует общему всестороннему развитию детской личности в целом.
2.1.2. Актуальность
ДОП разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми
документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
3
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение
Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября
2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января
2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания";
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых";
10.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. N
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее –
Порядок);
11.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
12.Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»;
13.Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по 4 проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
14.Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О методических
рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ";
15.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»);
4
16.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года»;
17.Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительных образовательных программ в соответствии с социальным
сертификатом»».
ДОП разработана на основе программы А.И. Бурениной и Т. Э. Тютюнниковой «Тутти»
и личного музыкально – педагогического опыта. Рабочая программа разработана с
учётом специфики детского сада комбинированного вида, в котором совместно
обучаются детьми ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающиеся
дети.
2.1.3. Отличительная особенность
программы дополнительного образования «Веселый оркестр»
Содержание, методы и формы организации учебного процесса непосредственно
согласованы с закономерностями развития детей данного возраста. Поэтому, в
программе кружка используются стихи, загадки, различные игровые упражнения,
которые всегда связаны с темой занятия. Это позволяет снять утомление, внести
динамическое и эмоциональное разнообразие.
Поскольку обучение игре на детских и шумовых музыкальных инструментах,
подразумевает целенаправленное развитие ритма и умения слышать метрическую
пульсацию в музыке, то в структуру занятий включены специальные ритмические
упражнения и нейроигры.
Кроме того, на занятиях прослеживается интегрирование, т.е. связь с другими
образовательными областями (речевое развитие, социально-коммуникативное,
познавательное). Это помогает расширять кругозор, обогатить словарный запас детей,
тренирует умение выстраивать взаимоотношения внутри одного коллектива со
сверстниками и взрослыми.
Поскольку ДОП позволяет педагогу использовать словесные, наглядные,
практические и игровые методы обучения, то во все разделы включены видеоматериалы,
презентации, иллюстрации для бесед и рассказов (картинки, портреты, мнемотаблицы),
а также музыкально-дидактические игры, ритмопластика и игры с музыкальными
инструментами.
Репертуар кружка подобран соответственно возрасту и уровню музыкальной
подготовки, с учётом перспективы развития, составлен из простых, ярких и любимых
детьми русских народных и современных песен, а так же небольших произведений,
различных по жанру и стилю.
Новизна Программы дополнительного образования «Веселый оркестр»
Новизной и отличительной особенностью программы является сочетания коллективного
обучения игре на детских музыкальных инструментах и интеграции видов детской
деятельности в процессе занятий: музыкальной, двигательной, коммуникативной,
продуктивной. А так же:
5
учитывается включение в процесс всех желающих обучаться, без учёта уровня
музыкальных способностей;
учитывается контингент учащихся, разных по возрасту, музыкальным и
физическим данным, складу психики и типам нервной деятельности;
учитывается вероятность пропусков и подбирается репертуар (для дуэтов, трио,
квартетов и т.д.), дающий возможность составить «мозаику» концерта и участия с
концертным номером в праздничных мероприятиях.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
В структуру занятия входит:
приветствие;
ознакомление с музыкально – теоретическими знаниями, новыми произведениями;
игры-упражнения;
совершенствование отдельных партий, разучивание произведений;
повторение и совершенствование выразительного исполнения уже знакомых
произведений;
музыкальные игры.
2.1.4. Адресат программы
Программа рассчитана на обучение детей 5 - 6 лет. Режим занятий: 1 раз в неделю (1
год - 20-25 минут, 2 год – 30 мин.). Длительность может варьироваться в зависимости от
эмоционального и физического состояния и степени творческим процессом.
2.1.5. Объем и срок освоения программы
Общая продолжительность обучения 32 занятия. Срок реализации Программы – 2 года.
2.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Программа разработана с учетом основополагающих принципов:
1. Последовательности - все задачи решаются методом усвоения материала «от
простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными
возможностями детей.
2. Доступности - материал, предлагаемый детям, излагается просто и доступно для
понимания.
3. Наглядности - знакомство детей с содержанием программы осуществляется с
использованием большого количества наглядного, раздаточного материала,
дидактических игр и пособий.
4. Дифференциации и индивидуализации – в процессе реализации программы
обеспечивается развитие каждого обучающегося ребенка в соответствии с его
склонностями, интересами и возможностями.
5. Межпредметности – программой предусматривается связь с другими предметами:
окружающим миром, развитием речи и т.д.
6. Гуманизации – главной целью деятельности творческого объединения является
развитие обучающегося ребенка.
6
7. Деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во время
активной деятельности.
8. Результативности – программой предусматривается соответствие целей
образования и возможностей их достижения.
Основные применяемые технологии:
Музыкально-игровая технология элементарного музицирования К. Орфа;
Игровые технологии И.М. Каплуновой, И.А. Новоскольцевой;
Технология «Музейная педагогика» Н.А.Рыжовой;
Музыкальный блог технологии В.В. Воскобовича по обучению детей чтению
«Складушки»;
Здоровьесберегающие технологии;
Технология развития ритмических движений по программе «Ритмическая мозаика»
Бурениной А.;
Информационно-коммуникационные технологии;
Основные формы и способы работы с детьми.
Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность
и индивидуальные занятия.
Формы подведения итогов реализации программы: открытое мероприятие.
2. 2. Цель и задачи программы
Цель: формирование творческих и развития индивидуальных качеств детей посредствам
игры на детских музыкальных инструментах.
Задачи:
Обучающие:
расширить кругозор детей через знакомство с муз. культурой и музыкальными
инструментами;
знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах;
учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и простейшие
ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а также в
игре на шумовых музыкальных инструментах;
закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля;
поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах;
поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и
эстетическую отзывчивость;
воспитывать у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
воспитывать творческую инициативу;
7
воспитывать сознательные отношения между детьми.
Развивающие:
способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка,
настойчивость, целеустремленность, усидчивость;
развивать память и умение сконцентрировать внимание;
развивать мышление, аналитические способности;
развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук;
способствовать координации музыкального мышления и двигательных функций
организма;
развивать фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учить понимать
и любить музыку.
2. 3. Планируемые результаты
Оценка планируемые результаты освоения Программы осуществляется 2 раза в год:
сентября (первичный), апрель (итоговый).
Оценка проводится в форме:
- мониторинга по результатам степени усвоения материала;
- открытого мероприятия, выступление концертах , на отчётном мероприятии кружка,
на городских конкурсах.
1-ый год обучения
К концу учебного года дети должны:
- уметь работать сплоченно в детском коллективе, следовать общей идее – «играть
музыку»;
- проявлять интерес к игре на музыкальных инструментах;
- знать названия музыкальных инструментов и правилами их хранения;
- владеть элементарными приемами игры на различных музыкальных инструментах,
выразительными особенности звукоизвлечения и звуковедения, навыками оркестрового
(ансамблевого) исполнения;
- иметь первичные представления об элементарной музыкальной грамоте;
- понимать дирижерского жеста музыкального руководителя.
- способен к произвольному слуховому вниманию, простейшему анализу и коррекции
собственного исполнения;
- сформирована потребность в творчестве, в выражении своего «я».
2-ой год обучения
К концу года дети должны:
- различать более тонкие оттенки звучания по высоте, динамике, тембру, длительности;
- точно воспроизводить несложный ритмический рисунок в заданном темпе, слышать и
выделять сильную долю в хлопках, музыкально-ритмических движениях, игре на
детских музыкальных инструментах в заданном темпе;
8
- исполнять несложные песенки и мелодии на самодельных и различных музыкальных
инструментах сольно, группой, в оркестре.
- знать различные музыкальные инструменты, владеет приемами игры на них.
- иметь устойчивые понятия о музыкальных профессиях, музыкальных инструментах,
оркестре и его разновидностях;
-развито представление о коллективе, о своем месте в нем.
2.4. Содержание программы
Учебный план
№
п/п
Наименование разделов
в теме
Кол-во
В том числе
занятий Теоритических Практических
1-ый год обучения
СЕНТЯБРЬ
1.
Вводное занятие. Диагностика.
2.
«В гости к музыке»
3.
«Что такое оркестр?»
4.
«Дирижер Капелька»
ОКТЯБРЬ
5.
«Музыка вокруг нас»
6.
«Веселые ладошки»
7.
«Звуки разные бывают»
8.
«Палочки-передавалочки»
НОЯБРЬ
9.
«Ложки »
10. Ритмические игры с музык. инструм.
11. «Ножки, ложки, ладошки»
12. Оркестр «Заиграйка»
ДЕКАБРЬ
13. «Маракасы, кастаньеты – веселей на
14. свете нету»
15. Оркестр «Мексиканские мотивы»
ЯНВАРЬ
16. «Бубен-тамбурин»
17. «Путешествие в страну Музляндию»
18. Оркестр «По малину в сад пойдем»
ФЕВРАЛЬ
19. «Волшебник – треугольник»
20. «Идем на концерт»
21. «Что такое партитура?»
22. Стеклянный оркестр
МАРТ
23. Музыкальная гостиная «Волшебные
колокольчики»
9
1
1
1
1
0,5
0,2
0,2
0,2
0,5
0,8
0,8
0,8
1
1
1
0,5
---0,5
----
0,5
1
0,5
1
1
1
1
1
0,5
----------
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
----
1
1
1
1
0,5
0,2
----
0,5
0,8
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
----
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
«Ритмы разные бывают» (ритмика,
нейроигры»)
25. «Радужные звуки»
АПРЕЛЬ
26. «Металлофон»
27. «Весна стучится в окна»
28. «Ритмы дождя»
29. Бумажный оркестр
МАЙ
30. «Наш оркестр»
31. «Музыкальные истории»
32. «Поиграем, пошумим» (нейроигры)
ИТОГО
24.
1
----
1
1
----
1
1
1
1
1
0,5
-------------
0,5
1
1
1
1
1
1
32
---------6,8
1
1
1
25,2
2-ой год обучения
СЕНТЯБРЬ
1. Вводное занятие. Диагностика.
2. «Поиграем, пошумим»
3. «Что такое тембр?»
4. Викторина «Волшебный мешочек»
ОКТЯБРЬ
5. «Настроение в музыке»
6. «Слушаем и говорим»
7. «Форте» и «пиано»
8. Что такое «крещендо» и
«диминуэндо»?»
НОЯБРЬ
9. «Боди-перкуссия»
10.
11. «Оркестр-шутка»
12. «Смешные ритмы»
ДЕКАБРЬ
13. «Кулак-ладошка» (нейроигры)
14. «Музыкальные классики. Ритм»
15. Оркестр «Веселый ковбой»
ЯНВАРЬ
16. «Народный оркестр»
17. «Посидим, поиграем»
18. Оркестр «Народные мотивы»
ФЕВРАЛЬ
19. «Что такое «классика»?»
20. «Мир музыкальных инструментов»
21. «Ритмическое лото»
22. Оркестр диатонических
10
1
1
1
1
0,5
---0,2
0,2
0,5
1
0,8
0,8
1
1
1
1
0,5
0,2
-------
0,5
0,8
1
1
1
1
1
1
----
1
0,2
0,2
0,8
0,8
1
1
1
----------
1
1
1
1
1
1
0,5
-------
0,5
1
1
1
1
1
1
0,5
0,2
-------
0,5
0,8
1
1
колокольчиков
МАРТ
23. «Симфонический оркестр»
24. «Что такое филармония?»
25. «Хлопни, топни, повернись»
(нейроигры)
АПРЕЛЬ
26. «Что такое темп в музыке?»
27. «Дружно мы играем»
28. «Быстро-медленно», «грустновесело»
29. Оркестр «Задоринка»
МАЙ
30. «Музей музыкальных
инструментов»
31. «Послушай и повтори»
32. «Наш веселый оркестр»
ИТОГО
1
1
1
0,5
0,2
----
0,5
0,8
1
1
1
1
0,2
-------
0,8
1
1
1
----
1
1
0,5
0,5
1
1
32
----
1
1
27,4
4,6
Содержание тематического плана 1 год обучения
МЕСЯЦ
Сентябрь
№
п/п
Тема
занятия
Содержание
1.
Вводное
занятие.
Диагностика.
Мониторинг музыкальных
способностей.
Выявление
уровня развития чувства
темпа
и
метрической
моторной
регуляции
в
соответствии с
изменяющимся темпом.
2.
«В гости к
музыке»
3.
«Что такое
оркестр?»
Беседа
о
музыкальных
инструментах,
о
предстоящей деятельности.
Учимся
ритмично
проговаривать ритм своего
имени (хлопки, притопы,
щелчки).
Понятие об оркестре и его
инструментальных группах.
Разучивание ритмических
игр и упражнений.
11
Музыкальный,
информационный,
дидактический
материал
Игра-тест
«Настоящий
музыкант»,
«Ладошки»,
«Послушай и
повтори».
Презентация «Я и
музыка»,
ритмическая игра
«Назови свое имя»,
«Эхо».
Рассказ-беседа
«Оркестр»,
логоритмические
упражнения
«Мышка и кот»,
Октябрь
Ноябрь
4.
«Дирижер
Капелька»
5.
«Музыка вокруг
нас»
6.
«Веселые
ладошки»
7.
«Звуки разные
бывают»
8.
«Палочкипередавалочки»
9.
«Ложки »
10.
Ритмические
игры с
музыкальными
инструментами
«Дядя Степа», ИКТоркестр «Бабочки»
(Делиб «Вальс»).
Понятия
«дирижер»
и Танец-игра
«оркестранты». Работа над «Часики» , оркестр
ритмическим
ансамблем, «Во саду ли , в
одновременным
огороде» (на тему
вступлением и
р.н.м.).
окончанием игры.
Как возникают звуки и
Рассказ-беседа
почему мы их слышим?
«Звук-волшебник»,
Какие бывают звуки?
сказка-шумелка
«Мыши в лесу».
Работа над ритмом по
«Я на камушке
ритмическим таблицам
сижу» р.н.м., стихи,
(длинные и короткие звуки). потешки: «Андрейворобей»,
«Солнышко», ИКТоркестр «Наш сад».
Закрепления понятий
ИКТ-игра «В гостях
«музыкальные звуки» и
у сказки»,
«немузыкальные».
разучивание партий
оркестра «Наш сад».
Клавесы – самый простой
Игровые
музыкальный инструмент.
упражнения с
Разучивание движений и
клавесами
жестов с клавесами.
«Палочками
постучим»,
«девочки и
мальчики», игровое
упражнение «Сосед»
(Л. Бетховен
«Контраданс).
Ложки
–
музыкальный Рассказ-беседа о
инструмент . Знакомство с истории
приемами игры на ложках музыкальных ложек.
(«тарелочка»,
«часики», Просмотр видео
«солнышко», «лошадка»).
«Веселые ложки».
ИКТ-игра
«Ложкари» (Г.
Струве «Веселый
колпачек»).
Учить
запоминать
свои Этюд «По малину в
музыкальные
партии, сад пойдем» (на
слышать начало и окончание тему р.н.м.), А.
фраз.
Жилинскис
12
Декабрь
11.
«Ножки, ложки,
ладошки»
12.
Оркестр
«Заиграйка»
13.
14.
«Маракасы,
кастаньеты –
веселей на свете
нету»
Оркестр «Тикотико»
15.
Январь
Февраль
16.
«Бубентамбурин»
17.
«Путешествие в
страну
Музляндию»
18.
Оркестр «По
малину в сад
пойдем»
19.
«Волшебник –
треугольник»
«Полька».
Боди – перкуссия – что это
Муз.-ритм. игры с
такое?
жестами (Т. Ломова
«Прятки»),
логоритмические
песенки «Мяч» и
«Слон»
Разучивание
партий Р.н.м. «Я на
оркестра. Тренировать муз- камужке сижу»
метрический слух и умение
вовремя
вступать
и
заканчивать игру.
История
возникновения Зекинья-де-Абреу
музыкального инструмента, «Тико-тико»
их разновидности, приемы
игры.
Тренировать умение
Упражнениеправильно держать
разминка «Ложки,
музыкальные инструменты, ножки, ладошки» (
извлекать звук.
фин. Н. м. «Леткаенка»), З. Абреу
«Тико-тико»
Бубен – народный
Упражнение «У
музыкальный инструмент.
меня есть барабан»,
Чем отличается от
ритмическое
тамбурина?
упражнение
«Барабаны и
тамбурины» (И.
Штраус «Марш
Радецкого»)
Совершенствовать приемы
Упражнения «Игра с
игры на ложках, маракасах,
бубном», «Жмурка с
бубнах (удар ладошкой,
бубном», Я. Жабко
кулачком по «донцу»).
Песня-игра
«Зазвенел
звоночек»
Тренировать умение
Игровые
слышать партии друг друга и ритмические
играть слаженно в ансамбле. упражнения (р.н.м.
«Ах,
вы
сени»,
«Барыня»)
Треугольник – музыкальный Рассказ-беседа об
инструмент, приемы игры
истории
(удар и «тремоло»)
инструмента,
оркестр
треугольников и
13
Март
Апрель
Познакомить с правилами
поведения
на
концерте.
Развивать
звуковысотный
слух, учить самостоятельно
подбирать
к попевкам
ритмическое сопровождение.
Партитура
–
«дневник
оркестра». Знакомство с
понятием
«читать
партитуру». Учить детей
применять полученные
навыки на музыкальном
репертуаре.
колокольчиков
«Сказка ночи»,
«Колыбельная» (Р.
Паульс)
ИКТ-оркестр
«Ромашковые
ритмы», попевки
«Андрей-воробей»,
«Я иду и пою», «Два
кота».
Оркестр «Белочка»
(В. Шаинский
«Песня белочки»)
20.
«Идем на
концерт»
21.
«Что такое
партитура?»
22.
Стеклянный
оркестр
Развивать
метроритмический слух,
умение слышать друг друга,
учить правильно держать
палочки и извлекать звук
(удар и «тремоло»)
Беседа-рассказ «Как
возникает звук?»,
В.-А. Моцарт
«Менуэт»
23.
Музыкальная
гостиная
«Волшебные
колокольчики»
В.-А. Моцарт
«Волшебные
колокольчики»
(слушание,
исполнение).
24.
«Ритмы разные
бывают»
(ритмика,
нейроигры»)
Колокольчик – история
музыкального инструмента.
Разновидности
колокольчиков
(монастырские колокола,
бубенцы, диатонические
колокольчики)
Развивать исполнительские
навыки, музыкальную
память, координацию и
внимание.
25.
«Радужные
звуки»
26.
«Металлофон»
27.
«Весна стучится
Логоритмика «По
дороге Петя шел»,
ритмическая игра
«Привет!» (кит. нар.
мел. «Кукушка»).
Англ. колыбельная
«Лорелея», нар. мел.
«Сизая голубка»
Бел. нар. м. «На
улице мокро», укр.
нар. мел. «Ой, на
горе нивка».
Диатонические
колокольчики. Игра по
цветным партитурам.
Металлофон
–
цветные
звуки.
Развивать
ритм,
умение правильно держать
молоточек и извлекать звуки
разной высоты.
Закрепить приемы игры на
Чеш. нар. мел.
14
в окна»
Май
28.
«Ритмы дождя»
29.
Бумажный
оркестр
30.
«Наш оркестр»
31.
«Музыкальные
истории»
32.
«Поиграем,
пошумим»
металлофоне – «удар» и
«глиссандо».
«Летели голуби»,
рус. нар. мел. «Да во
городе»
Совершенствовать навыки Б. Кудрин «Первые
игры в ансамбле, учить шаги», Р. Бажилин
умению слушать друг друга, «На лужайке».
правильно координировать
свои действия во время
исполнения.
Познакомить
детей
с Оркестр «Дождик»
приемами игры при помощи (пьеса В.
бумаги. Развивать моторику Селиванова
пальцев рук и кистей, «Дождик»)
слышать
метрическую
пульсацию при исполнении
произведений.
Стимулировать детей к
Нейроигра «Кулак,
самостоятельному
ребро, ладошка»
исполнению.
Повторить (рус. нар. м. «Я на
пройденный материал.
горку шла»), оркестр
«Бесаме мучо» (К.
Веласкес)
Учить детей применять
Песня Г. Струве «У
полученные навыки на
моей России»,
новом репертуаре.
оркестр «Кантри»
Совершенствовать приемы
(А. Доренецкий)
игры на музыкальных
инструментах.
Развивать творческие
способности, сенсорный
слух.
Исполнение
муз.
композиций
по
желанию детей.
Содержание тематического плана 2 год обучения
МЕСЯЦ
№
п/п
Сентябрь
1.
Тема
занятия
Содержание
Вводное занятие. Вызвать интерес детей к
занятиям.
15
Музыкальный,
информационный,
дидактический
материал
Ритмическая играприветствие «Ищи»,
ИКТ-оркестр
«Задоринка»
(рус.
нар. мел. «Ах, вы
сени», «Во поле
Октябрь
Ноябрь
2.
«Поиграем,
пошумим»
3.
«Что такое
тембр?»
4.
Викторина
«Волшебный
мешочек»
5.
«Настроение в
музыке»
6.
«Слушаем и
говорим»
7.
«Форте» и
«пиано»
8.
Что такое
«крещендо» и
«диминуэндо»?
9.
10.
«Бодиперкуссия»
береза стояла»)
Вспомнить приемы игры на Укр. нар. песня
ложках, бубне,
«Диби-диби», Л. Рид
металлофоне,
«Дилайла».
колокольчиках.
Тренировать в умении
слышать «сильную долю».
Тембр – окраска звучания ИКТ-игра «Назови
музыкальных
музыкальный
инструментов. Учить детей инструмент»,
запоминать на слух тембры маршевый этюд
музыкальных инструментов «Прощание
и правильно их называть.
славянки» (В.
Агапкин)
Тренировать
детей
в Музыкальная ИКТумении
правильно викторина
определять на слух тембры «Угадайка», игры с
музыкальных инструментов муз. инструментами
и правильно их называть.
(рус. нар. мел.
«Вдоль по улице»,
«Во поле березка
стояла»)
Что такое эмоции? Какие
Видео-игра на
они бывают? Бывает ли у
эмоции «Облака»,
музыки настроение? Как
ритмопластика
можно его понять?
«Страшный лес»
Учить детей внимательно Слушание музыки К.
слушать
музыкальные Сен-Санс сюита
отрывки и описывать их «Карнаал
характер. Тренировать речь, животных».
словарный
запас,
воображение и фантазию.
Что такое «динамика в
музыке»? Понятия
«громко» и «тихо».
Разучивание
партий Оркестр «Час пик»
оркестра.
Тренировать П. Ведждвут.
детей в умении правильно
исполнять
динамические
оттенки.
Закреплять умения слышать Л.-В. Бетховен «К
ритмическую пульсацию и Элизе», рус. нар.
совершать согласованные мел. «Полянка».
движения в соответствии с
заданным темпом (хлопки,
прыжки, шлепки, притопы,
16
Декабрь
11.
«Оркестршутка»
12.
«Смешные
ритмы»
13.
«Кулак-реброладошка»
(нейроигры)
«Музыкальные
классики. Ритм»
14.
Январь
Февраль
15.
Оркестр
«Веселый
ковбой»
16.
«Народный
оркестр»
17.
«Посидим,
поиграем»
18.
Оркестр
«Народные
мотивы»
19.
«Что такое
«классика»?»
щелчки»)
Учить детей играть на
шумовых музыкальных
инструментах, сделанных
своими руками
Закреплять умение играть в
оркестре,
своевременно
вступать,
правильно
исполнять свои партии
Тренировать
детей
в
умении
координировать
свои
действия
в
соответствии с ритмом
музыки.
Развивать
внимание, память, быстроту
реакций.
Воспитывать культуру
исполнения,
эмоциональное отношение
к
выступлению.
Познакомить
детей
с
понятием
«Оркестр
народных инструментов».
Почему
такой
оркестр
называют
«народным»?
Какие инструменты в него
входят?
Совершенствовать игру в
ансамбле и при
индивидуальном
исполнении.
Учить сочинять простые
Ритмические рисунки и
проигрывает их на
музыкальных
инструментах,
проявляет фантазию
и творчество.
Познакомить детей с
популярной детской
классической музыкой.
Рассказать о творчестве Д.
Кабалевского. Истории
создания сюиты «Петя и
волк».
17
Оркестр «Собачий
вальс».
Э. Беттольф
«Веселое движение».
Игровые упражнения
на тему рус. нар. м.
«дуня-тонкопряха»,
«Во кузнице».
А. Доренский
«Кантри»
Игра с ложками (рус.
нар. мел. «Светит
месяц»),
игра
с
клавесами
«Шла
коза на каблуках»
Оркестр Винни
Пуха (рус. нар. мел.
«Валенки»)
Кадриль (музыка
народная)
Слушание отрывков
из сюиты «Петя и
волк» Д.
Кабалевского.
20.
21.
22.
Март
Апрель
23.
«Мир
музыкальных
инструментов»
Закрепить и расширить
представления детей об
разнообразии
мира
музыкальных
инструментов.
Учить
определять их звучание на
слух.
«Ритмическое
Совершенствовать
лото»
ритмические навыки,
умение исполнять
простейшие мелодии по
музыкальным формулам.
Оркестр
Тренировать
умение
диатонических
правильно извлекать звук,
колокольчиков
слышать
динамические
оттенки и правильно их
исполнять.
«Симфонический Рассказ-беседа
о
оркестр»
симфоническом оркестре.
Его
группах
и
инструментах.
Ритмодекламация «В
лесу», скороговорки,
ритмические
формулы «Та-ти»
Народные мелодии:
«В горнице светло»,
«Я на камушке
сижу».
Мелодия
«Шербургские
зонтики» М.
Леграна.
Просмотр видео
«Инструменты
симфонического
оркестра», слушание
звучания
инструментов –
скрипка, гобой,
валторна,
виолончель, фагот.
Слушание
П.
Чайковский
«Старинная
французская
песенка»,
инструментальное
музицирование
по
выбору детей.
Игра с ложками и
клавесами «Играй
правильно» (А.
Абелян «Хомячок»)
24.
«Что такое
филармония?»
Виртуальная экскурсия
«Мы идем на концерт».
Учить высказывать свои
музыкальные впечатления.
С помощью взрослого
выражает свое отношение
словами и эмоциями.
25.
«Хлопни, топни,
повернись»
(нейроигры)
26.
«Что такое темп
в музыке?»
27.
«Дружно мы
играем»
Совершенствовать
ритмические навыки детей
и умение слышать
метрическую пульсацию в
музыке разного характера и
темпа.
Понятие «темп». Какие
Логоритмические
бывают темпы. Что такое
игры «Дождик»,
метроном?
«Великаны и
гномы».
Учить музицировать
Игры-упражнения
экспромтом, проявлять
под попурри песен
18
28.
29.
Май
30.
31.
32.
3.
фантазию и творческое
мышление.
«БыстроЗакрепление понятия
медленно»,
темпов и динамических
«грустно-весело» оттенков в музыке.
Оркестр
Совершенствовать
«Задоринка»
самостоятельную игру на
музыкальных
инструментах. Воспитывать
у детей веры в свои силы, в
свои
творческие
способности.
«Музей
Виртуальное путешествие в
музыкальных
музей музыкальных
инструментов»
инструментов (рассказбеседа).
«Послушай и
Закрепить знания детей
повтори»
правильно «читать»
ритмические формулы и
партитуры оркестра.
«Наш веселый
оркестр»
В. Шаинского
Оркестр «Кадриль»
Оркестр «Ах, вы
сени»
рус.
нар.
мелодия.
ИКТ-игра «Угадай
мелодию», оркестр
«Лорелея» англ. нар.
песенка
Оркестр
диатонических
колокольчиков
(песенка М.
Красевой
«Маленькой елочке
холодно зимой»
Расширять знания и умения Исполнение
детей, их исполнительские музыкальных
возможности.
произведений по
выбору детей.
Организационно-педагогические условия
3.1. Календарный учебный график
Год обучения
Дата начала
обучения
1 год
2 сентября
Дата
окончания
обучения
31 мая
2 год
2 сентября
31 мая
Количество
учебных дней
32
32
Количество
учебных
недель
32
32
Количество
учебных часов
в месяц/в год
100/900 мин.
120/1080 мин.
Режим
занятий
1 занятие в
неделю по 25
минут
1 занятие в
неделю по 30
минут
3.2. Условия реализации программы
Материально – технические условия реализации программы
19
Занятия требуется проходят в просторном, сухом с естественным доступом
воздуха, светлое помещение музыкального зала, отвечающее санитарно-гигиеническим
нормам. Столы и стулья соответствуют росту детей. Учебная комната оформлена в
соответствии с эстетическими нормами. Музыкальные инструменты и игровые пособия
находятся в доступном для детей месте. Технические средства: ноутбук, телевизор,
проектор, музыкальная колонка.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
Программы (в расчете на количество обучающихся)
№ п/п
1.
2.
3
4
5.
6.
7.
8.
9.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Наименование
Клавесы
Колокольчики
Треугольники
Бубны
Маракасы
Бубенцы
Ксилофоны
Набор диатонических колокольчиков
Подвеска музыкальная
Набор хроматических колокольчиков
Тарелки музыкальные
Свистульки
Трещотки
Телевизор
Ноутбук
Проектор
Музыкальная колонка
Количество
24 шт.
6 шт.
4 шт.
3 шт.
10 шт.
3 шт.
5 шт.
2 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
3 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
1 шт.
Методическое обеспечение программы
№ п/п
1.
Структура образовательного процесса
1). Иллюстрированный показ
Методы обучения и
(презентация), просмотр видео;
воспитания
2). Слушание музыки;
3). Ритмодекламация;
4). Музыкально – ритмические игры и
упражнения;
5). Нейроигры;
6). Логоритмические игры и упражнения;
7). Ритмопластика;
8). Игра в оркестре, ансамбле;
9). Пальчиковые игры;
10). Сказки-шумелки;
20
2.
Формы организации
образовательного процесса
3.
Формы проведения занятий
4.
Педагогические технологии
5.
Разделы занятий
11). Музыкально-дидактические игры и
упражнения.
коллективные занятия;
индивидуальная работа;
концертные выступления.
Беседа (показ);
Игра;
Концерт;
Открытое занятие;
Праздник.
групповое обучение;
развивающее обучение;
игровая деятельность;
коллективной творческой деятельности;
здоровьесберегающая.
Иллюстрации, презентации, видео
Интерактивные способы работы на занятии
помогают
преподнести
изучаемый
материал в яркой, красочной и понятной
детскому восприятию форме. Такая форма
работы позволяет более полно и доступно
рассказать детям о музыке, музыкальных
инструментах оркестра, услышать «живое»
исполнение.
М.Н.
Солоневичева
«Общие
подходы
к
разработке
дидактических материалов для
проведения
занятий
с
использованием ИКТ в ДОУ»
Сборник конспектов бесед и
рассказов для занятий «Мир
музыки глазами детей»
Папка
видео,
презентаций,
мнемотаблиц
и
ритмических
формул «Путешествие в страну
Музляндию»
Пальчиковые игры
Развивают у детей мелкую моторику, речь,
внимание, память, координацию движений,
Умение ориентироваться в пространстве,
что тоже пригодится затем в процессе
школьного обучения.
Систематические
упражнения
по
тренировке пальцев рук являются и
средством стимуляции активности
коры головного мозга, что способствует
21
развитию мышления и внимания.
Г. Соколова «Для девочек и
мальчиков гимнастика для
пальчиков»
Ю. А. Соколова «Игры с
пальчиками»
«Звучащие жесты» (боди-перкуссия)
Звучащие жесты идеальны для начального
этапа ритмического обучения, так как
всегда находятся «под рукой». Благодаря
тесной взаимосвязи речи, музыки и
жестов на начальном этапе развивается
музыкальный слух, память, внимание,
ритмичность.
Слаженность трѐх компонентов (речи,
музыки и жестов) помогает развивать
Детские эмоции, позволяет повысить
интересы ребѐнка к занятиям, пробудить
его мысль ифантазию. Звучащими жестами
можно
сопровождать
исполнение
несложных мелодий и музыкальных
композиций.
Т.Э.
Тютюнникова
«Уроки
музыки. Система обучения К.
Орфа»
Ритмодекламация
Речевые игры – одна из форм творческой
работы с детьми не только по развитию
речи, но и развивают способность слышать
ритмическую пульсацию в музыке.
Музыкально – ритмические игры и
упражнения
Направлены на развитие: эмоциональности,
чувства ритма, ощущения музыкальной
формы, восприятия, воображения.
В музыке под понятием «ритмичность»
можно понимать следующее: длинные,
короткие, средние по длительности звуки
равномерно, упорядоченно чередуются,
образуют красочные ритмичные рисунки.
Радынова О.П., Катинене А.И.
Музыкальное
воспитание
дошкольников. – М.: Акадел 2000.
Ритмопластика
Цель ритмопластики заключается в
углублении и дифференциации восприятия
22
музыки
(выделении
средств
выразительности, формы), ее образов и
формировании на этой основе навыков
выразительного движения. Что в свою
очередь,
развивает
эмоциональную
отзывчивость
на
музыку,
слуховые
представления, чувство темпа-ритма.
Н.В. Зарецкая «Танцы для детей
старшего дошкольного возраста.
Москва 2007г.
Т.В.
Пуртова
«Учите
детей
танцевать»
Сказки-шумелки
Такая форма работы предполагает решение
целого ряда задач при обучении игре в
оркестре: формирование представлений о
средствах музыкальной выразительности,
пробуждение
интереса
к
творческомумузицированию,
развитие
музыкальных способностей (чувства ритма,
лада,
темпа,
звуковысотного,
гармонического,
полифонического,
тембрового,
динамического
слуха),
развитие коллективных навыков игры,
формирование художественного вкуса.
Исполнение
сказок
–
шумелок способствует развитию у детей
навыков общения и помогает увереннее
держаться во время выступлений.
Игра в оркестре (ансамбле)
Знакомство с простейшими дирижерскими
жестами, учить детей постоянно держать
дирижера в поле зрения, не отвлекаться во
Время
исполнения
произведения.
Отрабатывать
слаженное
исполнение,
прислушиваться
к
музыкальному
сопровождению и соблюдать указания
дирижера.
Разучивание
отдельных
ритмических
рисунков партиями и объединение их в
оркестр. Соединять в звучании 2-3 группы
инструментов.
И. Каплунова «Наш веселый
оркестр» (методическое пособие,
выпуск 3)
Картотека
произведений
для
23
оркестра «Веселые нотки»
Картотека произведений для
оркестра «Веселые нотки»
Сборник партитур для оркестра
диатонических колокольчиков и
ксилофона «Цветные звуки»
Нейроигры
Дети учатся чувствовать пространство
своего
тела,
развивают
зрительномоторную
координацию (глаз-рука),
тренируют правильное взаимодействие ног
и
рук,
последовательно
выполнять
действия, развивают слуховое и зрительное
внимание.
И. Праведникова
«Нейропсихология. Игры и
упражнения»
В. Колганова, Е. Пивоварова, С.
Колганов,
И.
Фридрих
«Нейропсихологические занятия с
детьми»
Слушание музыки
При исполнении произведений очень
важно эмоциональное восприятие и
понимание
образного
содержания
исполняемой
музыки.
Дети
учатся
понимать эти характеристики. У них
накапливается
определенный
интеллектуальный
опыт,
который
позволяет различать средства музыкальной
выразительности, что в свою очередь
помогает
глубже
осмыслить
суть
исполняемых произведений.
И. Каплунова «Слушаем музыку»
(методическое пособие)
Электронный
сборник
по
слушанию
музыки
«Детский
альбом»
Логоритмические игры и упражнения
Развивать
артикуляционный
аппарат,
слуховое внимание и память. При
систематическом
разучивании
формируется чувство ритма, способность
ощущать
в
музыке
ритмическую
выразительность. Поскольку все игры и
упражнения
выполняются
детьми
24
6.
Дидактические материалы
одновременно, то прекрасно развиваются
коммуникативные способности и умение
работать в одном творческом коллективе.
Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева
«Новые логопедические распевки»
Таблицы (мнемотаблицы), схемы;
Игровые пособия;
М.Ю.
Грузова
«Музыкальнодидактические игры»
3.3. Формы аттестации/контроля оценочные мероприятия
Для оценки планируемых результатов применяется текущий и итоговый контроль:
- текущий – в середине учебного года (январь),
- итоговый – конец учебного года (май).
Мониторинг усвоения навыков фиксирует результаты достижений воспитанников и
осуществляет корректировку работы, отталкиваясь от индивидуальных достижений
каждого обучающегося. Фиксация образовательных результатов: инструментальное
исполнение, журнал посещаемости, грамоты и дипломы. Демонстрация образовательных
результатов: участие обучающихся в течение года в концертах, тематических конкурсах,
местных мероприятиях.
Текущий и итоговый мониторинг
оценивают качество усвоения знаний и
программы дополнительного образования. Проводится она в форме беседы, опроса,
практической игры на музыкальных инструментах (оркестр, ансамбль, соло). Тестовые
задания проводятся в игровой форме .
Форма подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной
программы «Веселый оркестр» – итоговый концерт.
Оценка уровня знаний воспитанников проводится по нескольким критериям:
- посещаемость занятий в течение отчетного периода – 1-3 балла;
-чувство ритма;
-знание названия инструментов, владение навыками игры на них, получает ли
удовольствие от игры на детских музыкальных инструментах;
-владение навыками ансамблевой игры, навыки концертного выступления.
В соответствии с набранным количеством баллов определяется уровень освоения
программы:
высокий – 10-12 баллов;
средний – 7-9 баллов;
низкий – 4-6 баллов.
Высокий уровень отмечают у детей, которые самостоятельно успешно справились
практически со всеми предложенными заданиями.
Средний уровень отмечают у детей, которые самостоятельно или с
незначительной помощью педагога справились с большей частью предложенных
заданий.
Низкий уровень отмечается у учащихся, которые самостоятельно не справились со
25
значительным большинством предложенных заданий, или справились при условии
значительной помощи педагога.
Данные диагностики заносятся в форму, приведенную ниже.
Ф.И.
ребенка
Критерии оценки знаний
Умеет
различать
изученные
инструменты
на слух
Чувствует
метрический
пульс,
сильную долю и
темп
произведения
Чувствует темп
произведения,
умеет
самостоятельно
замедлять и
ускорять темп в
исполнении
произведения
Развитие
чувства
ансамбля,
умение
слышать свою
музыкальную
партию и
других
исполнителей
Количество баллов
4. Список литературы
Ветлугина Н.А. «Детский оркестр» - М., Просвещение, 1976
Кабалевский Д. Б. «Как рассказать детям о музыке?» – М., 1982
Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
Инструментах» - М., Просвещение, 1990
Каплунова И.М. «Наш весёлый оркестр»- методическое пособие- изд. ООО
«Лансье», 2023
Каплунова И., Новоскольцева И. А. «Ладушки» - Программа музыкального
воспитания детей дошкольного возраста. - Санкт-Петербург, Композитор, 2000
Каплунова И. М., Новоскольцева И. «Этот удивительный ритм» - СПб.
Композитор, 2005
Буренина А.И., Тютюнникова Т.Э. Программа музыкального воспитания «Тутти» АНО ДПО «Аничков мост», СПб, 2017
26