СОДЕРЖАНИЕ
l. Пояснительная записка
1.1.Обоснование необходимости разработки ………………………………..3
1.2. Отличительные особенности Программы…………………………………6
1.3.Адресат программы, режим занятий, объём, сроки освоения…………..8
1.4.Особенности организации образовательного процесса ………………….10
1.5. Структура организации образовательного процесса…………………….13
ll. Цели и задачи реализации Программы
2.2. Цель и задачи программы…………………………………………………15
lll. Планируемые результаты………………………………………………..16
lV. Содержание Программы
4.1.Учебно-тематический план 1 год обучения (1 модуль) ……………….18
4.2. Учебно – тематический план 2,3,4, года обучения (2,3,4 модуль)…….20
V. Организационно-педагогические условия
5.1. Календарный учебный график……………………………………………..24
5.2. Условия реализации Программы…………………………………………..26
5.2.1. Материально – технические условия реализации Программы………...26
5.2.2 Кадровые условия реализации Программы……………………………..27
5.3. Сроки контроля (мониторинг)……………………………………………...28
5.3.1. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы…………………28
Vl. Перечень литературы…………………………………………………… ..42
1.
Пояснительная записка
1.1. Направленность общеразвивающей программы
СДЕСЬ НУЖНО ОПИСАТЬ НАПРАВЛЕННОСТЬ
− программы физкультурно - спортивной направленности ориентированы на
1.2. Обоснование необходимости разработки Программы
В глубокое прошлое уходит история танцевального искусства, но и сейчас,
на пороге XXI века, интерес к этому прекрасному виду искусства не угасает.
Особенно приятно отметить, что количество детей и подростков, желающих
постичь красоту и поэзию танца, прикоснуться к его истокам с каждым годом
увеличивается.
Танец как никакое другое искусство обладает огромными возможностями
для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его
гармоничного духовного и физического развития. Танец является
богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его
художественное «я» как составную часть орудия общества.
Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности,
музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он
воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей
различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без
преувеличения, развивает ребенка всесторонне. Рационально организованное
обучение дошкольников танцев обеспечивает общее умственное, физическое
развитие детей.
Актуальность: В настоящее время со стороны родителей и детей растет
спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети
начинают заниматься танцами уже в дошкольном возрасте, так как родители
справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается
быстрее и гармоничнее своих сверстников. В образовательных учреждениях
города всегда высока потребность в услугах танцевально- хореографических
коллективов. Любое культурно-массовое мероприятие без этого не
обходится. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс,
фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны
всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное,
познавательное, патриотическое и т.д.). Такой интерес и востребованность в
дополнительных образовательных услугах художественно-эстетического
направления привело к созданию общеобразовательной общеразвивающей
программы «Весёлая ритмика».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Весёлая
ритмика»
музыкального
руководителя
Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения МАДОУ «Детский
сад № 32 комбинированного вида» составлена в соответствии с
требованиями ФОП ДО и ФГОС ДО на основе парциальной программы
музыкального воспитания А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика» и
«Ладушки», авторов И.М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой и в
соответствии нормативно - правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — ФЗ).
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в
редакции 2013 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-p.
Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до
2030 года».
Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и
укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее — СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 «Об утвернждении санитарных правил и норм».
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее — Порядок).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой
форме реализации образовательных программ».
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями
по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)».
Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № AK-2563/05
«О
методических
рекомендациях»
(вместе
с
«Методическими
рекомендациями по организации образовательной деятельности с
использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций,
реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах
Российской Федерации»).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности,
программы
воспитания
и
социализации
и
дополнительных
общеобразовательных
программ
с
применением
дистанционных
образовательных технологий».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
Спроектирована в соответствии с Программой по ритмике для детей
дошкольного возраста «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной, с учетом
особенностей дошкольного образовательного учреждения, региона и
муниципалитета, социального запроса родителей (законных представителей),
образовательных потребностей воспитанников.
1.3 Отличительная
особенность
Программы
дополнительного
образования «Весёлая ритмика»:
•содержание, методы и формы организации учебного процесса
непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка;
•освоение азов ритмики, хореографии, изучение танцевальных элементов
современных, бальных и народных танцев, исполнение детских танцев и
воспитание способности к танцевально- музыкальной импровизации;
•развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной
активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих
основу детских танцев);
•формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие
координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения
танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и
умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных
движений;
•формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе,
навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения
танца;
• все умения, знания и навыки, приобретённые детьми на занятиях по
ритмике можно увидеть при проведении праздников и развлечений
дошкольного учреждения, на городских конкурсах, фестивалях, концертах,
участие в интернет конкурсах по хореографической направленности:
праздники, развлечения, концерты, открытые занятия, свободная игровая
деятельность, творческие конкурсы, городские фестивали и т.д:
формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного
уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Ритмика доступна детям, начиная с раннего возраста, даёт выход
повышенной двигательной энергии ребенка, создает ощущение радости,
свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, дает детям
творческий импульс. Ритмика закладывает надёжный фундамент
дальнейшего физического совершенствования ребенка, для укрепления
здоровья, умения контролировать свое тело, положительно влияет не только
на физическую подготовку ребенка, в том числе развивает восприятие
музыки и основные психологические функции детей (память, внимание,
мышление, речь и воображение).
ДОП позволяет педагогу использовать словесные, наглядные и практические
методы обучения:
Наглядный метод
Приемы: образный показ педагога; эталонный образец-показ движения
лучшим исполнителем, подражание образам окружающей действительности
моделирование, наглядно-слуховой прием;
демонстрация эмоциональномимических навыков; использование наглядных пособий, ИКТ.
Словесный метод
Приемы: рассказ; объяснение; инструкция; беседа; анализ и обсуждение;
словесный комментарий педагога по ходу исполнения танца; приём
раскладки хореографического па; приём закрепления целостного
танцевального движения-комбинации.
Практический метод
Приемы: элементы хореографии, музыкально – танцевальные игры,
танцевальные композиции, игровой приём; детское «сотворчество»;
соревновательность и переплясность; выработка динамического стереотипа
(повторяемость и повторности однотипных движений); фиксация отдельных
этапов хореографических движений; сравнение и контрастное чередование
движений и упражнений; приём пространственной ориентации; развитие
основных пластических линий; музыкальное сопровождение танца как
методический приём; хореографическая импровизация; приём
художественного перевоплощения, музыкально-ритмических движений с
последующим их включением в игры, пляски, хороводы.
Педагогическая целесообразность ДОП программы заключается в том, что
такие занятия способствуют физическому, музыкально-ритмическому,
эстетическому и психическому развитию ребёнка, его социализации в
обществе, а так же в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Особый акцент в предлагаемой программе сделан на взаимопроникновение
обучающих и творческих моментов в едином процессе.
Новизна
Программы
дополнительного
образования «Весёлая
ритмика» заключается в следующем:
•
соответствует принципу развивающего обучения, целью которого
является развитие ребенка;
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей
и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и
навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей;
•
строится с учетом интеграции образовательных областей в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
•
основывается на комплексно-тематическом принципе построения
образовательного процесса;
•
обеспечивает целостность образовательной системы, необходимый
уровень знаний, умений, навыков обучающихся и развитие их эмоциональнообразной сферы, формирование духовно-нравственных качеств.
1.4 Адресат Программы
Программа рассчитана на обучение детей 3 – 7 лет.
1год обучения (1 модуль)
Состав группы – одновозрастной от 3-х до 4-х лет
Количество детей в группе – минимальное количество 7 человек,
максимальное – 10 человек.
Возрастные и индивидуальные особенности детей от 3-х до 4-х лет.
Дети этого возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны.
Движения доставляют им большую радость. Однако возрастные особенности
строения тела (короткие ноги и руки, большая голова, короткое туловище),
протекания нервных процессов и их зрелости, сформированности
сказываются на двигательных возможностях. Движения малышей ещё
недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство
равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений
невелики и все они носят, как правило, игровой характер.
2
год обучения (2 модуль)
Состав группы – одновозрастной от 4-х до 5-х лет
Количество детей в одной группе – минимальное количество 10 человек,
максимальное – 15 человек.
Возрастные и индивидуальные особенности детей от 4-х – до 5 лет.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями
мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают
равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с
мячом. К концу среднего дошкольного возраста появляется возможность
выполнять более сложные по координации движения;
возрастает способность к восприятию тонких оттенков музыкального образа,
средств музыкальной выразительности.
3
год обучения (3 модуль)
Состав группы – одновозрастной от 5-х до 6-х лет
Количество детей в одной группе – минимальное количество 10 человек,
максимальное – 15 человека.
Возрастные и индивидуальные особенности детей от 5 – до 6 лет.
В этом возрасте ребенок-дошкольник достигает кульминации в развитии
движений, которая выражается в особой грации, легкости и изяществе. У
детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных
по координации движений — из области хореографии, гимнастики. Это дает
возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в
основе которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые
классические произведения.
4
год обучения (4 модуль)
Состав группы – одновозрастной от 6-х до 7-х лет
Количество детей в одной группе – минимальное количество 10 человек,
максимальное – 15 человек.
Возрастные и индивидуальные особенности детей от 6 – до 7 лет
Движения тела уже достаточно координированы, точны. Дети уже учатся
регулировать свои движения, выполнять их намеренно. Возрастает
работоспособность, дети могут дольше сохранять нужную позу, охотно
выполняют движения многократно, присутствует волевой характер
движений. Возрастает сила мышц конечностей.
Походка ребенка становится правильнее, шаг становится равномернее,
наряду с показом упражнения дети уже способны воспринимать и словесные
пояснения. Легче выполняют и понимают исходные положения.
В этом возрасте ребенку становится легче правильно построиться в шеренгу,
сохранять свое место во время занятий. Дети уже могут подчинять движения
общему ритму, делать упражнения согласовано. Получают удовлетворение
от красоты движения. Умеют анализировать движение, становятся
отзывчивыми на похвалу, высшая награда - это демонстрация их умения
выполнять упражнение другим ребятам.
1.5 Объём и срок освоения программы:
Режим занятий: 1 раз в неделю
Общая продолжительность обучения 36 часов в год
Срок реализации Программы – 4 года.
Общий объем программы за 4 года – 144 часа
Форма и режим организации образовательного процесса: очная форма
обучения.
•
1 год обучения (1 модуль) – групповая форма занятий 1 раза в неделю
по 1 академическому часу, 36 часов;
•
2 год обучения (2 модуль) - групповая форма занятий 1 раза в неделю
по 1 академическому часу, 36 часов;
•
3 год обучения (3модуль) - групповая форма занятий 1 раза в неделю
по 1 академическому часу, 36 часов;
•
4 год обучения (4 модуль) - групповая форма занятий 1 раза в неделю
по 1 академическому часу 36 часов
Возрастная группа
младшая группа
средняя группа
старшая группа
подготовительная группа
продолжительность
занятий
15/20
20/25
25/30
30/35
Количество образовательных
ситуаций
в неделю
в
месяц
1
4
1
4
1
4
1
4
Особенности организации образовательного процесса
Программа разработана с учетом основополагающих принципов:
1.
Последовательности - все задачи решаются методом усвоения
материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными
возрастными возможностями детей.
2.
Доступности - материал, предлагаемый детям, излагается просто и
доступно для понимания.
3.
Наглядности - знакомство детей с содержанием программы
осуществляется с использованием большого количества наглядного,
раздаточного материала, дидактических игр и пособий.
4.
Дифференциации и индивидуализации – в процессе реализации
программы обеспечивается развитие каждого обучающегося ребенка в
соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
5.
Межпредметности – программой предусматривается связь с другими
предметами: окружающим миром, развитием речи и т.д.
6.
Гуманизации – главной целью деятельности творческого объединения
является развитие обучающегося ребенка.
7.
Деятельностного подхода – любые знания приобретаются детьми во
время активной деятельности.
8.
Результативности – программой предусматривается соответствие целей
образования и возможностей их достижения.
Основные применяемые технологии:
•
Элементы системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина В.В.Давыдова;
•
Здоровьесберегающие технологии;
•
Информационно-коммуникационные технологии;
•
Личностно-ориентированное обучение;
•
Игровые технологии
Основные формы и способы работы с детьми.
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по
спирали с усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового
уровня знаний. Один и тот же учебный материал для различного возраста
обучаемых и на разных годах обучения может использоваться в различных
пропорциях.
Структура занятия по ритмики – общепринятая. Каждое занятие состоит
из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое
занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг
с другом.
Подготовительная часть занятия занимает 5-15% от общего времени.
Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребёнка
к работе, создать психологический и эмоциональный настрой. В нее
входят: гимнастика (строевые, общеразвивающие упражнения); ритмика;
музыкально – подвижные игры; танцы (танцевальные шаги, элементы
хореографии, ритмические танцы); танцевально ритмическая гимнастика.
Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части
решаются основные задачи, идёт основная работа над развитием
двигательных способностей. В этой части даётся большой объём знаний,
развивающих творческие способности детей. В нее входят: ритмические,
народные, бальные танцы, гимнастика.
Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь
используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на
укрепление осанки, пальчиковая гимнастика, релаксация. В конце занятия
подводится итог, и дети возвращаются в группу.
Занятия составлены согласно педагогическим принципам и по своему
содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим
возможностям детей, которые
позволяют ребенку
не только в
увлекательной и игровой форме войти в мир музыки и танца, но и
развивают умственные и физические способности, а также способствуют
социальной адаптации ребенка.
Направленность программы по содержанию является физкультурноспортивной.
По функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной и
общекультурной.
По форме организации – групповой, кружковой, общедоступной.
Уровень усвоения – базовый (общекультурный).
Раздел
«Хореографическая Азбука»
Танцевальные элементы
Развивающие
упражнения
Образно-игровые этюды
Упражнения на
ориентировку в
пространстве
Игровой стретчинг
Игроритмика и
игропластика
Креативная гимнастика
Раздел
«Музыка и
танец»
Формы
Танцевальные композиции
Танцевальные
этюды,упражнения
Танцы
ТанцевальноРитмическая гимнастика
Танцевальные
упражнения с
предметами
Раздел
«Элементы классического,
народного, бального,
сюжетного, современного
танца»
Элементы хореографии
Танцевальные композиции
Музыкально –
танцевальные
игры
Танцы: сюжетные,
народные,
классические,
бальные
Клубные танцы
Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную
деятельность и индивидуальные занятия.
Формы подведения итогов реализации программы: открытое занятие.
Методы и приемы работы:
Деятельность детской ритмики с элементами хореографии направлена на
освоение различных видов танца:
•
Классический
•
Народный
•
Бальный
•
Историко-бытовой
•
Сюжетный
•
Современный
Классический танец - является фундаментом обучения для всего комплекса
танцевальных
дисциплин,
включает
танцевально-тренировочные
упражнения классического тренажа, формирующие у детей хорошую осанку,
гибкость, координацию и культуру движений. В этом — его главное
воспитательное значение.
Народный (народно-сценический) танец - дает широкое представление о
русском народном танце, одно из наиболее распространенных и давних
видов творчества русского народа. Предполагает изучение богатства
лексики,
разнообразие
манер
исполнения
различных
народных
национальностей , многочисленные виды русского, удмуртского народных
танцев: хороводы, переплясы, пляски, кадрили.
Бальный (спортивный) танец – имеет огромный воспитательный потенциал,
который можно реализовать как в учебном, так и в творческом процессе.
Репертуар бальных танцев разнообразен парно-массовыми танцами: польки,
галопа, вальсообразные движения. Лёгкий,
оживленный
характер
музыки
сопровождается всё время повторяющимися танцевальными
элементами (шаг польки, шаг галопа, шаг вальса).
Органическое соединение движения, музыки, игры формирует атмосферу
положительных эмоций, которые в свою очередь раскрепощают ребенка,
делают его поведение естественным и привлекательным. Приобщение к
искусству танца в широком смысле включает ознакомление детей с
источниками танцевальной культуры, музыкально –ритмическим складом
мелодий.
Историко-бытовой танец – обучение историко-бытовому танцу выполняет
значимую воспитательную функцию, в котором отражены формы и стили
бытовых, придворных и салонных танцев определенных исторических эпох.
Формируется
интерес к танцу как потребность воспитания красоты и
грациозной фигуры, творческой личности.
Сюжетный танец - это хореографическая постановка, в которой сюжет
раскрывается через последовательно связанные события. Через эти события
показываются взаимоотношения и взаимодействия образов, обнаруживаются
черты характера, поведение и переживания действующих лиц.
Современный танец — это направление искусства танца, включающее
танцевальные техники и стили XX–XXI веков, сформировавшиеся на основе
американского и европейского танца модерн и танца постмодерн
Структура организации образовательного процесса
Для успешного достижения
основных целей и
задач
данной
программы предусматривается структура занятия.
1.
Организационная часть
2.
Подготовительная
3.
Основная
4.
Заключительная
5.
Рефлексия
Структурные части занятия относительны и плавно перетекают одна в
другую. Педагог должен чередовать интенсивность упражнений, следить за
состоянием детей и следовать таким принципам:
от простого, к сложному
от наблюдения, к действию
от единичного, к множественному
Возрастные образовательные нагрузки
3 – 5 лет.
В этом возрасте у детей появляется возможность выполнять более
сложные по координации движения. Возрастает способность к
восприятию тонких оттенков музыкального образа, средств музыкальной
выразительности.
Задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для поиска
характерных особенностей пластики персонажей, деталей их поведения.
Выразительность исполнения образных движений, воссоздавая образ в
целом. В основном это мир природы, окружающей нас, игрушки, добрые
сказочные персонажи. Детям предлагаются этюды, небольшие по
содержанию рассказы, яркие короткие музыкальные произведения для
освоения образа, задания для импровизации танцевальных движений, игры с
импровизациями.
5 – 6 лет.
Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал.
Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать
свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению,
фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным
направлением в работе с детьми старшего возраста становится
взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений
и перестроений.
Задачей педагога является формирование способов отношений с
несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и
тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать
способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.
Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные
музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа,
предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации
танцевальных движений.
6 – 7 лет.
Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по
координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать
партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать
качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют
самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые
образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы
способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных
композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.
Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов
отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных
образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического
взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог
создает
детям как можно больше условий для самостоятельного
творчества.
Определение сложности и доступности
музыкально-ритмических
композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить
все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного
ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня
развития детей в группе.
II.
Цели и задачи реализации Программы
2.1. Цель программы: Формирование необходимого уровня в понимании и
использовании музыкально-ритмических, творческих и танцевальных
представлений с учётом возрастных особенностей детей 3-7 лет в
соответствии с требованием стандарта.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей со спецификой танцевального искусства; дать детям
первоначальную хореографическую подготовку.
научить вслушиваться в музыку, различать выразительные средства и
согласовывать свои движения с музыкой.
Развивать основные двигательные качества и навыки к основам
классического, народного, детского, бального танца.
Научить ориентироваться в пространстве и композиционных
перестроениях.
Научить переживать, мыслить, запоминать и оценивать культуру своих
движений.
Развивающие
развить музыкальный слух и чувство ритма;
развивать физические данные ребенка;
улучшить координацию движений;
развивать крупную моторику
развивать творческие способности детей, музыкальный слух, память,
чувство ритма;
Воспитательные
Формировать способность к саморегуляции поведения и воли для
выполнения поставленных задач, умение планировать, осуществлять
самоконтроль и самооценку;
Воспитывать аккуратность и самостоятельность.
Воспитывать
эстетически-нравственное восприятие и любовь к
прекрасному,
трудолюбию,
целеустремленности
в
достижении
поставленной цели, умение работать в коллективе и в подгруппе.
III.
Планируемые результаты
Планируемые результаты 1 год обучения (младшая группа). После первого
года обучения занимающиеся дети знают о назначении отдельных
упражнений хореографии. Умеют выполнять простейшие построения и
перестроения, ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и
передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок.
Исполняют ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений второго
года обучения под музыку. Способны запоминать и исполнять
танцевальные композиции самостоятельно. Знают основные танцевальные
позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные задания
(творческие игры, специальные задания), выполнять движения согласно
характеру музыки; будет улучшена координация движений; .
Планируемые результаты: 2 год обучения (средняя группа). После второго
года обучения дети выполняют движения, отвечающие характеру музыки;
самостоятельно меняют
движения в соответствии
с
двухчастной
формой музыкального произведения; умеют выполнять танцевальные
движения; умеют выполнять движения с предметами; простейшие
перестроения. Способны
запоминать
и
исполнять танцевальные
композиции самостоятельно. Знают основные танцевальные позиции рук
и ног. Ориентироваться в пространстве;
строиться в шеренгу, круг, линию; выполнять различные упражнения в
соответствии с характером и динамикой музыки, ритмично ходить; будет
улучшена координация движений;
Планируемые результаты: По окончании третьего года (старшая группа)
обучения занимающиеся дети выразительно исполняют движения под
музыку; умеют самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности; осваивают большой объём
разнообразных
композиций
и
отдельных видов движений; импровизируют с
использованием оригинальных и разнообразных движений; сочиняют
несложные плясовые движения и комбинировать их.
Знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с
предметами и без предметов. Владеют навыками по различным видам
передвижений по залу и приобретают определённый «запас» движений в
общеобразовательных и танцевальных упражнениях. Могут передавать
характер музыкального произведения в движении. Владеют основными
хореографическими упражнениями по программе этого года обучения.
Умеют исполнять ритмические, бальные танцы и комплексы упражнений
под
музыку этого
года
обучения. Будут сформированы навыки
коллективного взаимодействия и взаимного уважения при подготовке танцев
и публичного выступления; Умеют ориентироваться в пространстве и
композиционных перестроениях.
Планируемые результаты: 4 год обучения (подготовительная группа).
После четвёртого года обучения занимающиеся дети могут хорошо
ориентироваться в зале при проведении музыкально – подвижных игр.
Умеют выполнять самостоятельно
специальные упражнения для
согласования движения с музыкой, владеют основами хореографических
упражнений этого года обучения. Умеют исполнять ритмические,
бальные танцы и комплексы упражнений под музыку. Выразительно
исполняют движения под музыку, могут передать свой опыт младшим
детям, организовать игровое общение с другими детьми. Способны к
импровизации с использованием оригинальных и разнообразных
движений: выразительно, легко и точно выполнять движения под музыку;
умеют самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности, правильно называть их; умеют сочинять
несложные плясовые движения и их комбинации; уметь передавать свой
опыт младшим, организовать игровое общение с другими детьми; уметь
описывать музыкальный образ и содержание музыкального произведения.
Сформированы навыки коллективного взаимодействия и взаимного
уважения при подготовке танцев и публичного выступления; Сформирована
выразительность, легкость и грациозность исполнения танцевальных
движений под музыку.
Умеют ориентироваться в пространстве и композиционных перестроениях.
IV. Содержание Программы
4.1. Учебно – тематический план Формы атгестации/контроля
1 год обучения (1 модуль) на 36 учебных часа
№
Разделы
1
Образно –
игровые
упражнения
2
Строевые
упражнения
3
Элементы
хореографии
4
Танцевальноритмическая
гимнастика
Музыкально –
релаксационн
ая игра
5
Основное содержание
ходьба: бодрая, спокойная, на
полупальцах, на носках, топающим
шагом, вперед и назад, с высоким
подниманием колена (высокий шаг),
ходьба на четвереньках;
бег: легкий, ритмичный, передающий
различный образ;
прыжковые движения: на двух ногах на
месте, с продвижением вперед, прямой
галоп – «лошадки», подскоки;
упражнения на плавность движений,
махи, пружинность даются на основе
игрового образа;
имитационные движения: разнообразные
образно – игровые движения,
раскрывающие понятный детям образ,
настроение или состояние (веселый или
трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая
старушка и т.д.)
находить свое место в зале;
перестраиваться в круг;
становиться в пары и друг за другом.
танцевальные позиции ног и рук – I, VI;
простейшие элементы народных плясок;
поочередное выставление ноги на пятку, на
носок;
притопывание одной ногой;
выбрасывание ног
общеразвивающие упражнения;
образно – танцевальные композиции;
этюды;
двигательная импровизация с
предметами;
свободная импровизация.
Количество
занятий
6
7
8
9
Моделирован
ие
Игровой
стрейчинг
Креативная
гимнастика
Игропластика
Игроритмика
Музыкальнотанцевальные
игры
История
возникновени я
танца
Итого:
10
схемы перестроений: круг, точки, пары;
схемы разбора музыкальных
произведений;
ознакомление танцевального рисунка.
комплекс имитационных
движений на гибкость.
упражнения направленные на развитие
выдумки, воображения, творческой
инициативы.
хлопки и удары ногой на каждый счет;
выполнение движений руками в
различном темпе;
различие динамики и звука «громкотихо».
игры на определения контрастного
характера музыки;
игры на определения темпа,
динамики в музыки;
подвижные игры;
игры-превращения.
танцевальные композиции;
слушание музыки;
36 часов
1 год обучения (1 модуль) дети 3-4 лет:
Задачи:
•
учить различать контрастный характер музыки и передавать в
движениях, понимать игровое содержание;
•
развивать умение ориентироваться в пространстве;
•
учить выразительно передавать в движении характер музыки;
•
учить ритмично выполнять движения под музыку;
•
формировать умение исполнять пляску самостоятельно;
•
побуждать импровизировать, передавая наиболее яркие особенности
игрового образа;
•
учить выполнять танцевальные движения.
Основные виды движений:
•
ходьба: бодрая, спокойная, топающим шагом;
•
бег: легкий, ритмичный, передающий различный образ (бабочки,
птички, ручейки и т.д.);
•
упражнения на плавность движений, махи, пружинность;
•
простейшие перестроения: самостоятельно находить свое место в зале,
перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом;
•
имитационные движения – разнообразные образно – игровые
движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние
(веселый или трусливый зайчик, хитрая лиса, усталая старушка и т.д.);
•
плясовые движения – простейшие элементы народных плясок,
доступных по координации, поочередное выставление ноги на пятку,
притопывание одной ногой, выбрасывание ног и др.
Совершенствование музыкальности:
•
развивать умения передавать в движениях характер музыки и её
настроение контрастное: (веселое – грустное, шаловливое – спокойное);
•
развивать умения передавать в движении динамику звучания (громко –
тихо);
•
уметь двигаться в умеренном темпе;
•
уметь различать 2-3-частную форму произведения (с контрастным по
характеру частями)
№
2
4.2. Учебно – тематический план 2,3,4, года обучения (2,3,4 модуля) на 36
учебных часа
Формы атгестации/контроля
Количество часов
Разделы Основное содержание
Строевые
упражнен
ия
3
Элем
енты
хорео
графи
и
4
Танце
вальн
самостоятельно находить свое место в
зале;
перестраиваться в круг, два круга,
диагональ,улитка, змейка;
становиться в пары и друг за другом, в
несколькокругов, в шеренги, колонны,
самостоятельно выполнять перестроения и
уметь спомощью карт моделирования,
танцевальные позиции ног и рук – I, II, III, VI;
выставление ноги на носок, пятку в
разныхнаправлениях;
полуприседы;
комбинации хореографических
упражнений;
танцевальные комбинации народного,
классического, историко-бытового,
бальноготанцев;
общеразвивающие упражнения;
образно – танцевальные композиции;
5
6
7
оритми
ческая
гимна
стика
Музык
ально
–
релакс
ационн
аяигра
Модел
ир
ование
танцевальные движения;
ритмические игры
Игровой
стретчинг
Креативна
я
гимнастика
Игропласт
ик
а
комплекс имитационных движений на
этюды;
двигательная импровизация с предметами;
двигательную импровизацию с
речевымисопровождением;
свободная импровизация.
Игропластика
схемы перестроений: круг, точки, пары;
схемы разбора музыкальных
произведений;
ознакомление танцевального рисунка.
гибкость;
группировка в положении лежа и сидя;
перекаты вперед-назад;
растяжка ног;
упражнения для развития гибкости.
упражнения направленные на развитие
выдумки,воображения, творческой
инициативы;
этюды направленные выражать свои
эмоции в мимике и пантомимике —
радость, грусть, страх,тревогу,
насмешку, сочувствие и т.д., т.е.
разнообразные по характеру настроения.
8
9
Игроритм хлопки и удары ногой на каждый счет и
через счет;
ика
хлопки только на 1-ый счет;
выполнение движений руками в различном
темпе;
различие динамики и звука «громко-тихо»;
выполнений движений с изменением
темпа
«ускорением-замедлением».
Музыкаль игры на определения контрастного
нохарактерамузыки;
танцеваль игры на определения темпа, динамики в
ные игры
музыки;
подвижные игры; игрыпревращения.
10
ИКТ игры – викторины;
История
возникнов танцевальные композиции;
ЭОР история возникновения танца;
е ния
слушание музыки;
танца
2
год обучения (2 модуль) дети 4-5 лет:
Задачи:
•
учить выполнять движения, отвечающие характеру музыки;
•
учить менять движения в соответствии с двухчастной формой
музыкального произведения;
•
развивать умение выполнять танцевальные движения;
•
учить выполнять движения с предметами;
•
учить выполнять простейшие перестроения.
Основные виды движений:
•
ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»,
•
бег легкий и стремительный;
•
танцевальные движения: прямой галоп, прыжки, легкие подскоки,
пружинка, кружение по одному и в парах, движение в парах по кругу,
выставление ноги на носок и на пятку, движения с предметами, притопывать
одной ногой, вращать кисти рук, исполнять
несложные пляски
самостоятельно использовать
элементы знакомых движений;
•
ритмический компонент: ритмично хлопать в ладоши на каждую долю;
•
простейшие перестроения: из круга врассыпную и обратно;
•
пытаться выразительно
передавать характерные
элементы
музыкально
– игрового образа.
Совершенствование музыкальности:
•
двигаться в соответствии с контрастным характером музыки,
регистрами;
•
изменять движения соответственно изменению силы звучания (громко
– тихо);
•
двигаться в умеренном темпе и быстром темпе;
•
двигаться в соответствии с метрической пульсацией, исполнять
простейший ритмический рисунок;
•
начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой, с её
двухчастной формой.
3
год обучения (3 модуль) дети 5-6 лет:
Задачи:
•
учить выразительно, исполнять движения под музыку;
•
побуждать самостоятельно, отображать в
движении основные
средства музыкальной выразительности;
•
разучить с детьми разнообразные танцевальные композиции и
отдельные виды движений;
•
учить импровизировать используя знакомые движения;
•
развивать умение сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации;
Основные виды движений:
•
виды шага в танце: хороводный, приставной; шаг польки, поскоки,
виды галопа;
•
танцевальные движения: «пружинка», «самоварчик», поочередно
выставлять ноги
•
вперед на прыжке, двигаться в парах, уметь исполнять пляски,
состоящие из этих элементов, творчески использовать знакомые элементы;
•
две позиции рук, четыре позиции ног;
•
произведения разного жанра: танец, полька, народная пляска, вальс,
стилизованный;
•
части музыкального произведения;
•
выполнять движения различного характера с предметами и без них;
•
самостоятельно становиться в ровный круг, соблюдать расстояние
между парами, увеличивать и уменьшать круг, из перестроения разойтись в
различные стороны;
•
передавать игровые образы различного характера, действовать
самостоятельно, искать выразительные движения, не подражая друг другу.
Совершенствование музыкальности:
•
ритмично двигаться в соответствии с разным характером музыки,
регистрами (высокий, средний, низкий);
•
двигаться в соответствии с динамикой (громко, умеренно, тихо, громче,
тише);
•
в соответствии с музыкой переходить от умеренно к быстрому или
медленному темпу;
•
отмечать движением метр (сильную долю такта), метрическую
пульсацию и несложный ритмический рисунок (хлопками);
•
менять движения в соответствии с: двух и трехчастной формой и
музыкальными фразами.
4
год обучения (4 модуль) дети 6-7 лет:
Задачи:
•
развивать умение выразительно, легко и точно выполнять движения
под музыку;
•
учить самостоятельно отображать в движении основные средства
музыкальной выразительности, правильно называть их;
•
разучить с детьми разнообразные танцевальные композиции и
отдельные виды движений, разных по стилю и характеру,
•
развивать умение сочинять несложные плясовые движения и их
комбинации;
•
учить делиться опытом с младшим возрастом, посредством игрового
общения;
•
побуждать описывать музыкальный
образ и
содержание
музыкального произведения
Основные виды движений:
•
основные виды движений (виды шага в танце: боковой шаг, боковой
приставной шаг, высокий шаг);
•
танцевальные
движения («большая гармошка», «ножницы»,
«метелочка»,
«прямой галоп»), комбинировать элементы танцевальных движений;
•
четыре позиции рук, шесть позиций ног;
•
произведения разного жанра (современных танцев);
•
элементарные музыкальные термины (мелодия, регистр);
•
элементы плясовых и имитационных движений;
Совершенствование музыкальности:
•
менять движения в соответствии с: двух и трехчастной формой и
музыкальными фразами, самостоятельно начинать движения после
музыкального вступления;
•
двигаться выразительно и непринужденно в соответствии с
музыкальными образами, разнообразным характером музыки, регистрами
(выше – ниже);
•
отмечать движением метр, метрическую
пульсацию, акценты,
несложный ритмический рисунок.
V.
Организационно – педагогические условия
5.1 Календарный учебный график
Начало обучения – первый рабочий день сентября
Окончание обучения – последний рабочий день мая
Продолжительность совместной деятельности по дополнительной
образовательной программе «Весёлая ритмика».
Содержание
Совместная
образовательная
дошкольных группах
деятельность
Период
вНачало
2 сентября
Окончание
31 мая
Продолжительность каникул в течении учебного года
зимние
летние
вторая неделя января
1 неделя
31 августа
(последний рабочий
день августа)
1 июня (первый
рабочий день июня)
13 недель
Праздничные дни
Выходные и праздничные дни в соответствии с производственным
календарем
Год
Дата
Дата
Количество Количество Количество Режим
обучения начала окончания учебных
учебных
учебных
занятий
обучения обучения дней
недель
часов в
месяц/в год
1 год
2 сентября
31 мая
36
36
1 занятие в
неделю по 1520 минут
2 год
2 сентября
31 мая
36
36
1 занятие в
неделю по 2025 минут
3 год
2 сентября
31 мая
36
36
1 занятие в
неделю по 2530 минут
4 год
2 сентября
31 мая
36
36
1 занятие в
неделю по 30
минут
5.2 Условия реализации Программы
5.2.1. Материально – технические условия реализации Программы
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным
доступом
воздуха. Хорошо
проветриваемое светлое помещение,
отвечающее санитарно - гигиеническим нормам. Комната оформлена в
соответствии с эстетическими нормами. Атрибутика находятся в доступных
для детей индивидуальных шкафах.
Подсобное помещение: шкаф
для хранения атрибутики для организации
творческой деятельности.
Технические средства: ноутбук, телевизор, предназначенное
для
групповых занятий помещение. Настенные зеркала.
Наличие музыкальной и видео аппаратуры: музыкальный центр, ноутбук,
настенный телевизор, колонки.
Наличие методических пособий.
Наличие фонотеки с различной музыкой. Костюмы.
Раздаточный, танцевальный материал, оборудование: мячи, обручи, шарфы,
платочки, ленты, флажки, цветы, кубики, султанчики, помпоны, кольца,
гимнастические ленты, капли «Капитошки», ленты «Капельки»,
разноцветные палочки, мотыльки на палочках, косынки, шляпы,
гимнастические палки, детские коврики и т.д..
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации Программы (в расчете на количество обучающихся)
№
п/п
Наименование
Количество
1
2
3
Коврики
Обручи
Музыкальные инструменты
колокольчики
бубны
маракасы
ложки
15
15
4
5
Стул
Атрибутика для танцев
10
6
Ноутбук
1
7
Телевизор
1
8
Спортивный инвертарь:
скакалки
мячи
верёвочки
9
Предметы для постановки танцев:
платочки
ленты
листья
цветы
снежинки
султанчики
маски
костюмы
10
11
12
13
Ноутбук
Телевизор
USB-носители, диски с записями
1
1
5
14
15
16
5.2.2 Кадровые условия реализации Программы
Реализация Программы обеспечивается Музыкальным руководителем МА
ДОУ № 32 Станкевич Ю.Д.. (1квалификационная категория).
Образование
• Муниципальное учреждение среднего профессионального образования
«Краснотурьинское музыкальное училище»
• Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Свердловской области «Северный
педагогический колледж» г. Серов
Стаж
•
Педагогический стаж - 10 лет
•
В должности музыкального руководителя - 2 года
•
Общий стаж - 21 год
Курсы повышения квалификации
Образовательный центр ИТ- «Перемена» по дополнительной
проффессиональной программе «Оказание первой помощи в
образовательной организации», 72 часа…от 2 декабря, 2024г.
- УГПУ «Просветительская деятельность с родителями (законными
представителями) детей раннего и дошкольного возраста в системе
дошкольного образования», 24 часа…от 5 ноября, 2024 г.
5.3. Сроки контроля (мониторинг)
Содержание
Промежуточная
диагностика
(без прекращения
образовательного
процесса)
Итоговая диагностика
(безпрекращения
образовательного
процесса)
Форма
Дата начала
Этюды, упражнения,
с третьей
танцевальные комбинации,
недели
наблюдение,основные
декабря
движения, игропластика, анализ
продуктов деятельности
Этюды,
упражнения,
танцевальные комбинации,
наблюдение,
основныедвижения,
игропластика, анализ
продуктов деятельности
с третьей
недели мая
Дата
окончания
3 неделя в
январе
последний
рабочий
день мая
5.3.1.Формы аттестации и контроля
Способы проверки результатов освоения программы осуществляются на
основе диагностики по развитию танцевальной деятельности, разработанной
в образовательном учреждении.
Цель - выявление уровня музыкального и танцевального развития ребенка
(начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического
воздействия).
Метод - наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях
выполнения обычных и специально подобранных заданий на основе
репертуара из "Ритмической мозаики".
Проведение педагогической диагностики развития ребенка необходимо для:
выявления начального уровня развития музыкальных и двигательных
способностей ребенка, состояния его эмоциональной сферы.
проектирования индивидуальной работы. оценки эффекта педагогического
воздействия.
В процессе наблюдения педагог оценивает проявления детей, сравнивая их
между собой, и условно ориентируется на лучшие показатели, выявленные
для данного возраста (лучше — в данной группе).
Диагностика проводится два раза за период учебного года.
Формы контроля планируемого результата:
Текущий – наблюдение, концерт.
Промежуточный - открытое занятие, концерт. Итоговый контроль – итоговое
занятие в виде конкурса.
КАРТА ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ф.И. ребенка________________________________________
Группа_____________________________________________
Сколько лет________________________________________
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Параметры
Музыкальность
Эмоциональная сфера
Характерологические особенности
Творческие проявления
Внимание
Память
Пластичность, гибкость
Координация движений
Виды движений: бег
ходьба
прыжки
плясовые движ.
Начало года
Конец года
В процессе наблюдения, оценивая проявления детей, можно
сказать, что улучшилась творческая одаренность, эмоциональность
видна по внешним проявлениям: увлеченности детей, особой
выразительности движений. Повысилась эффективность работы за
счет:
-Систематического обучения по ритмике.
-Применения репертуара на праздниках, развлечениях.
-Результаты городских выступлений.
-Систематичности, регулярности проведения занятий, нацеленных на
результат.
Результаты достижений воспитанников
тщательно фиксируются и
оформляются в диагностические карты, что позволяет отслеживать
динамику развития детей.
память
пастичность,
гибкость
внимание
творческ
ие
проявлен
эмоциона
льность
музыкаль-ность
параметры
ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО 5-БАЛЬНОЙ
СИСТЕМЕ
высокий уровень: 5-4 б.
средний уровень: 3-2 низкий уровень: 1-0
б.
б.
Умение передавать в
В движениях выражает
Движения не отражают
движениях характер
общий характер музыки,
характер музыки и не
мелодии, темп, динамику,
темп; начало и конец
совпадают с
начинать и заканчивать
музыкального
темпом,
движения вместе с
произведения совпадают
динамикой, а также
музыкой, различая
не
с
движения на контрастную
всегда с движениями
контрастностью
музыку. М-5, М-4.
и контрастностью.
произведения. М-1,
М-0.
М-3, М-2.
Эмоционально –выразительность мимики, умение выразить свои
чувства в движении контрастные по характеру
настроения. Э-5 (радость-грусть)
Не эмоционально – мимика бедная, движения невыразительны, не
совпадают с контрастностью настроения. Э-1
Умение импровизировать под знакомую музыку на основе знакомых
движений, в игровых ситуациях. Т-5
Затрудняется импровизировать под знакомую музыку и по показу. Т-1
Способность не отвлекаться
от музыки и процесса
движения, по показу
правильно выполнять
ритмические композиции.
В-5.
Иногда отвлекается на
занятиях, не всегда
выполняет движения по
показу. В-4, В-3, В-2.
Из-за рассеянности
внимания постоянно
затрудняется
выполняет движения
по показу. В-1,
В-0.
Пластичен – мягкость, плавность движений рук, выполняя простые этюды. Г5, Г-4,
Не пластичен – движения рук не плавные, затрудняется выполнять
гимнастические этюды.
Г-2, Г-1.
Запоминает – воспринимать и запоминать музыку, движения, через виды
памяти (зрительная, слуховая, двигательная) и выражать в движениях,
словесном описании. П-5
Не запоминает – неспособность запомнить музыку и движения,
нуждается в большом количестве повторений. П-2
координаци
я
ходьба
прыжки
Умеет самостоятельно
легкои ритмично
бегать передавая
различные образы.
Умеет самостоятельно
выполнять топающий
шаг,ходить на
носочках, ходит
спокойным и бодрым
шагом.
Умеет самостоятельно
выполнять прыжки на
двухногах, прыжки с
продвижением вперед,
подскоки, прямой
галоп.
Умеет выполнять
полуприседания,
махи, пружинность
ног, притопывание,
плясов
ые
виды движений
Затрудняется становиться
в пары, друг за другом,
перестраиваться вкруг,
находить свое место в
зале. К-3, К-2.
Не перестраиваться,
забывает свое место в
зале.К-1, К-0.
Норма: Умеет – исполнять музыкальные упражнения, подчиняя движения:
темпу (умеренно-быстрому); ритму, динамике (громко – тихо)_, форме
(контрастная). N – 5.
Затрудняется - исполнять музыкальные упражнения, подчиняя
движения: темпу, ритму, динамике, форме . N – 3.
Не умеет - исполнять музыкальные упражнения, подчиняя движения:
темпу, ритму, динамике, форме . N – 0.
Возбудимость: Возбудим – ускоряет движения не с музыкой, переходит от
одного движения к последующему, без четкой законченности. V – 1.
Невозбудим - ускоряет движения согласно музыки, переходя к
следующему движению соблюдая четкую последовательность и
законченность. V – 2.
Заторможенность: Заторможен – запаздывание, задержка и медлительность в
движениях. З-1.
Незаторможен – выполняет движения согласно ритму, темпу
музыкального произведения. З-2.
бег
характерологические
особенности
Умение становиться в пары,
друг за другом,
перестраиваться в круг,
находить свое место в зале.
К-5, К-4.
Не всегда получается
легко иритмично бегать.
Не умеет легко и
ритмичнобегать.
Не всегда, получается
выполнять топающий
шаг, ходить на носочках,
ходит спокойным и
бодрым шагом.
Не всегда, получается
выполнять прыжки на
двух ногах, прыжки с
продвижениемвперед,
подскоки, прямой галоп.
Не умеет выполнять
топающий шаг,
ходить на носочках,
ходит спокойными
бодрым шагом.
Не умеет
выполнят
ь прыжки на двух
ногах, прыжки с
продвижением
вперед, подскоки,
прямойгалоп.
Не умеет выполнять
полуприседания, махи,
пружинность ног,
притопывание,
Не всегда получается
выполнять
полуприседания, махи,
пружинность ног,
выставлятьноги на
пятки,
выбрасывание ног.
притопывание, выставлять
ногина пятки,
выбрасывание ног.
выставлять ноги на
пятки, выбрасывание
ног.
ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО 5-БАЛЬНОЙ
СИСТЕМЕ ПО РИТМИКЕ
внимание
творческ ие
эмоцио
на
музыкаль-ность
параме
тры
высокий уровень: 54 б.
Умение различать
характер
мелодии,
темп,
ритм.
Самостоятельно
начинать и
заканчивать движения
вместе с музыкой,
менять движения на
каждую часть. М-5,
М-4.
средний уровень: 3-2 б.
В движениях выражает
общий характер музыки,
темп; начало и конец
музыкального произведения
совпадают не всегда. М-3,
М-2.
низкий уровень: 1-0 б.
Движения не
отражают характер
музыки и не
совпадают с темпом,
ритмом, а также с
началом и концом
произведения. М-1,
М-0.
Эмоционально – умение выражать эмоции в мимике и пантомимике, умение
выразить свои чувства по характеру настроения. Э-5
Не эмоционально – мимика бедная, движения не выразительны. Э-1
Умение импровизировать и самовыражать в движении под знакомую и
незнакомую музыку, в различных игровых ситуациях. Т-5
Затрудняется импровизировать под незнакомую музыку и по показу. Т-1
Способность
самостоятельно
начинать и заканчивать
движения вместе с
музыкой разнообразной
по характеру. В-5.
Иногда отвлекается на
занятиях, выполняет
движения с некоторыми
подсказками. В-4, В-3, В-2.
Из-за
рассеянности
внимания
постоянно
выполняет
движения с
подсказкой. В-1,
В-0.
пастично- сть,
гибкость
память
координация
характерологические особенности
Пластичен –
мягкость, плавность и музыкальность движений
рук и ног, позволяющие выполнять несложные
упражнения. Г-5, Г-4,
Не пластичен – движения рук и ног не плавные, затрудняется выполнять
несложные упражнения на гибкость и пластичность. Г-2, Г-1.
Запоминает – запоминать музыку и движения, и выполнять
последовательно. Виды памяти: зрительная, музыкальная,
двигательная. П-5
Не запоминает – Неспособность запомнить последовательность
движений или потребность в большом количестве
повторений.
П-2
Не всегда умеет
Не умеет
Умение перестраиваться из
выполнять
перестраиваться,
свободного положения в круг
перестроения, путает
забывает свое место в
и обратно, свободно находить
свое
место
в
зале,
зале,неправильно
своеместо в зале, становиться в
теряется
сочетать
сочетает движения
пары.Умение правильно
движения
рук
и
ног
при
рук и ног при
сочетать
ходьбе,
упражнениях,с
ходьбе,
движения рук и ног при
предметами.
упражнениях, с
ходьбе, упражнениях, с
К-3,
К-2.
предметами.
предметами.
К-5, К-4.
К-1, К-0.
Норма: Умеет – исполнять музыкальные упражнения, подчиняя
движения: темпу (умеренно-быстрому); ритму, динамике (громко
– тихо)_, форме (контрастная). N – 5.
Затрудняется - исполнять музыкальные упражнения, подчиняя
движения: темпу, ритму, динамике, форме . N – 3.
Не умеет - исполнять музыкальные упражнения, подчиняя движения:
темпу, ритму, динамике, форме . N – 0.
Возбудимость: Возбудим – ускоряет движения не с музыкой, переходит от
одного движения к последующему, без четкой законченности. V – 1.
Невозбудим - ускоряет движения согласно музыки, переходя к
следующему движению соблюдая четкую последовательность и
законченность. V – 2.
Заторможенность: Заторможен – запаздывание, задержка и медлительность в
движениях. З-1.
Не заторможен – выполняет движения согласно ритму, темпу
музыкального произведения. З-2.
бег
ходьба
прыжки
плясовые
виды движений
Умеет самостоятельно
легко и ритмично
бегать, передавая
различный образ,
выполнять широкий и
острый бег, высокий
шаг.
Не всегда получается
легко и ритмично
бегать, выполнять
различный бег.
Не умеет легко и
ритмично бегать,
выполнять широкий
и острый бег.
Умеет самостоятельно
ходит спокойным и
бодрым шагом,
выполнять топающий
шаг, ходить вперед –
назад в разном темпе и
ритме.
Не всегда, получается
выполнять топающий
шаг, ходить спокойным
и бодрым шагом, вперед
– назад в разном темпе и
ритме.
Не умеет выполнять
топающий шаг, ходит
спокойным и бодрым
шагом, вперед – назад
в разном темпе и
ритме.
Умеет самостоятельно
выполнять прыжки на
двух ногах и с
продвижением вперед,
легкие подскоки, прямой
галоп.
Не всегда, получается
выполнять прыжки на двух
ногах, прыжки с
продвижением вперед,
подскоки, прямой галоп.
Не умеет выполнять
прыжки на двух
ногах, прыжки с
продвижением
вперед, подскоки,
прямой галоп.
Умеет самостоятельно
выполнять
танцевальные
движения:
полуприседания,
пружинность ног,
притопывание,
выставлять ноги на
пятки,
выбрасывание ног,
одновременные
движения рук и
ног.
Не всегда получается
выполнять танцевальные
движения:
полуприседания,
пружинность ног,
притопывание,
выставлять ноги на
пятки, выбрасывание
ног, одновременные
движения рук и ног..
Не умеет выполнять
танцевальные
движения:
полуприседания,
пружинность ног,
притопывание,
выставлять ноги на
пятки,
выбрасывание ног,
одновременные
движения рук и ног.
ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6 ГОДА
ЖИЗНИ ПО 5-БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПО РИТМИКЕ
высокий уровень:
5-4 б.
Движения выражают
музыкальный образ и
совпадают стонкой
нюансировкой,
музыкальными фразами
и
двух итрехчастной
формой.
Самостоятельно
начинать ритмично
двигаться после
музыкального
выступления. М-5,М-4.
внимание
творческие
проявления
эмоцион
а
льность
музыкаль-ность
параметр
ы
средний уровень:
3-2 б.
Передают только
общий характер,темп и
метроритм.
М-3, М-2.
низкий уровень: 1-0 б.
Движения не совпадают с
темпом, метроритмом
музыки, ориентированы
только на начало и конец
звучания, а
также на счет и показ
взрослого. М-1, М-0.
Эмоционально – передавать в мимике, позе, жестах разнообразную гамму
чувств, исходя из музыки и содержания композиции. Э-5
Не эмоционально – мимика бедная, движения не выразительны. Э-1
Умение импровизировать - под незнакомую музыку придумывать
собственные оригинальные «па», умение исполнять знакомые движения в
игровых ситуациях, сочинять несложные плясовые движения и их комбинации,
умение оценивать творческие проявления. Т-5
Затрудняется импровизировать - под незнакомую музыку, сочинять
несложные плясовые движения, выполняет по показу. Т-1
Иногда отвлекается на Из-за рассеянности
Способность не
внимания постоянно
отвлекаться от музыки и занятиях, выполняет
движения с некоторыми выполняет движенияс
процесса движения на
подсказками. В-4, В-3, подсказкой. В-1, В-0.
основе усложнения
Взаданий, умение
2.
изменять движения в
соответствии с
различным темпом,
ритмом и формой.
В-5.
характерологические особенности
координация
память
пластичность,
гибкость
Пластичен – мягкость, плавность и музыкальность движений рук,
пластичность, гибкость позволяющие исполнить несложные упражнения,
координация рук и ног. Г-5, Г-4.
Не пластичен – движения рук и ног не плавные, затрудняется выполнять
несложные упражнения на гибкость и пластичность. Г-2, Г-1.
Запоминает – запоминать музыку и движения, и выполнять
последовательно. Виды памяти: зрительная, музыкальная,
двигательная. П-5
Не запоминает – Неспособность запомнить последовательность
движений или потребность в большом количестве
повторений.
П-2
Умение самостоятельно выполнять Затрудняется
Не умеет
перестроения: ровный круг,
выполнять
перестраиваться,
соблюдать расстояние, увеличивать перестроения,
не ориентируется
и уменьшать круг, расходится в
затрудняется
в пространстве.Кразличные стороны,
ориентироваться в
1, К- 0.
ориентироваться в пространстве.
пространстве.К-3,
К-5, К-4.
К-2.
Норма: Умеет – исполнять музыкальные упражнения, подчиняя движения: темпу
(ускорение-замедление); ритму, динамике (разнообразные динамические
оттенки), форме (контрастная, вариации), различать и выражать в
движениях жанры. N – 5.
Затрудняется - исполнять музыкальные упражнения, подчиняя движения:
темпу, ритму, динамике, форме, жанру. N – 3.
Не умеет - исполнять музыкальные упражнения, подчиняя движения:
темпу, ритму, динамике, форме . N – 0.
Возбудимость: Возбудим – ускоряет движения не с музыкой, переходит от
одного движения к последующему, без четкой законченности. V – 1.
Невозбудим - ускоряет движения согласно музыки, переходя к
следующему движению соблюдая четкую последовательность и
законченность. V – 2.
Заторможенность: Заторможен – запаздывание, задержка и медлительность в
движениях. З-1.
Незаторможен – выполняет движения согласно ритму, темпу
музыкального произведения. З-2.
бег
ходьба
прыжки
плясовые
Умеет
самостоятельно легко,
ритмично, с
остановками и
разнообразно
выполнять бег.
Затрудняется
разнообразный бег, бег с
остановкой
Не умеет
выполнять
разнообразный бег,
бег с
остановкой
Умеет самостоятельно
выполнять бодрую,
спокойную ходьбу, «с
каблучка», топающий
шаг, ходить на
носочках и пяточках,
высоким шагом, с
ускорением и
замедлением.
Затрудняется
выполнять бодрую,
спокойную ходьбу, «с
каблучка», топающий
шаг, ходить на носочках
и пяточках, высоким
шагом, с ускорением и
замедлением.
Не умеет выполнять
бодрую, спокойную
ходьбу, «с каблучка»,
топающий шаг, ходить
на носочках и
пяточках, высоким
шагом, с ускорением и
замедлением.
Умеет самостоятельно
выполнять прыжки на
одной -двух ногах,
прыжки с
продвижением вперед,
легкие и сильные
подскоки, прямой и
боковой галоп,
пружинить на
ногах, движения
различного характера
с предметами.
Затрудняется
выполнять различные
прыжки, подскоки,
галоп, движения с
предметами.
Не умеет выполнять
различные прыжки,
подскоки, галоп,
движения с
предметами.
Умеет выполнять
элементы плясок и
детского бального
танца, танцевальные
упражнения из
современных
ритмических танцев.
Умеет выполнять
виды движений:
пружинность ног, шаг
польки, приставной и
переменный шаг,
шаг с каблучка,
вальсовый шаг.
Затрудняется выполнять
элементы плясок и
упражнений, виды
движений.
Не умеет выполнять
плясовые движения и
упражнения,
виды
движений.
пластичность,
гибкость
внимание
творческие
проявления
эмоциона
льность
музыкаль-ность
параметры
ПАРАМЕТРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
ПО 5-БАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ПО РИТМИКЕ
высокий уровень: 5-4 б.
средний уровень: 3-2 низкий уровень: 1-0
б.
б.
Движения не
Умеет различать
Различают только
жанры произведений и
жанры, затрудняясь жанрами
произведений. М-1,
выражать это в
передавать
М-0.
соответствующих
движениями.
движениях, словесных
М-3, М-2.
описаниях, используя
муз. термины. М-5, М4.
Эмоционально – передавать в мимике, позе, жестах,
пантомимике разнообразную гамму чувств,
настроений исходя из
музыки и
содержания композиции. Э-5
Не эмоционально – мимика бедная, движения не выразительны. Э-1
Умение импровизировать - сочиняя плясовые движения и их комбинации под
незнакомую музыку, вигровых ситуациях, находить свои оригинальные «па»,
оценивать творческие проявления. Т-5
Затрудняется импровизировать- под незнакомую музыку, повторяет
движения по показу. Т-1
Способность
Иногда отвлекается Из-за рассеянности
координировать
на занятиях,
внимания постоянно
слуховую и
выполняет
выполняет движения с
двигательную реакцию в движения с
подсказкой. В-1, В-0.
соответствии со
некоторыми
звучанием музыки, не
подсказками. В-4, Вотвлекаться от музыки и 3, В- 2.
процесса движения.
В-5.
Пластичен – выразительность, мягкость, легкость, плавность,
точность, музыкальность движенийрук, пластичность, гибкость
позволяющие исполнить несложные упражнения.
Г-5, Г-4,
Не пластичен – движения рук и ног не плавные, затрудняется
выполнять несложные упражнения на гибкость и пластичность
движения рук и ног не плавные, затрудняется выполнять несложные
упражнения на гибкость и пластичность.
Г-2, Г-1.
координация
память
Запоминает – запоминать большой объем разнообразных композиций
и отдельных видов движений, разных по стилю т характеру,
выполнять последовательно, через виды памяти: зрительная,
музыкальная, двигательная. П-5
Не запоминает – Неспособность запомнить последовательность
движений или потребность в большом количестве повторений.
П-2
Умение самостоятельно
Затрудняется,
Не умеет
выполнять различные
выполнят
перестраиваться,
перестроения и умение их перестраиватьс
ориентироваться,
моделировать,
я, теряется в
неправильно сочетает
ориентироваться в
ориентировке
движения
пространстве. Правильно зала,
рук и ног. К-1, К-0.
сочетатьдвижения рук и
Сочетании движений
ног. К-5, К-4.
рук и ног. К-3, К-2.
д
в
и
ж
е
н
и
й
Умеет самостоятельно
бегатьлегко, ритмично, с
остановками, с
ускорением –
замедлением,
пружинисто.
ход
ьба
бег
в
и
д
ы
характерологические особенности
Норма: Умеет – исполнять музыкальные упражнения, подчиняя движения: темпу
(разнообразный); ритму, динамике (разнообразие динамических оттенков), форме
(малоконтрастными по характеру). N – 5.
Затрудняется - исполнять музыкальные упражнения, подчиняя
движения: темпу, ритму, динамике, форме . N – 3.
Не умеет - исполнять музыкальные упражнения, подчиняя движения: темпу,
ритму, динамике, форме . N – 0.
Возбудимость: Возбудим – ускоряет движения не с музыкой, переходит от
одного движения к последующему, без четкой законченности. V – 1.
Невозбудим - ускоряет движения согласно музыки, переходя к
следующему движению соблюдая четкую последовательность и
законченность. V – 2.
Заторможенность: Заторможен – запаздывание, задержка и медлительность в
движениях. З-1.
Незаторможен – выполняет движения согласно ритму, темпу
музыкального произведения. З-2.
Умеет самостоятельно
ходить: торжественно,
Затрудняется
самостоятельнобегать
легко, ритмично, с
остановками, с
ускорением –
замедлением,
пружинисто..
Не умеет легко и
ритмично бегать,
разнообразные
видыбега, с
остановкой, с
ускорением –
замедлением.
Затрудняетсявыполнять
разнообразные виды
Не умеет
выполнять
прыжки
плясовые
мягко,плавно,
стремительно и
широко, с ускорением –
замедлением, впередназад.
ходьбы, сускорением –
замедлением, впередназад.
разнообразные
виды ходьбы,с
ускорением
замедлением,
вперед-назад.
Умеет самостоятельно
сочетать прыжки на
одной ина двух ногах на
месте, с продвижением,
различные виды галопа,
поскоков.
Затрудняется выполнять
разнообразные прыжки,
поскоки, галопы.
Не умеет
Умеет выполнять
основные танцевальные
движения: шагпольки,
шаг припадания,
переменный шаг,
различные виды галопа,
вальсовый
шаг,элементы
движений из
современных, детских
бальных танцев,
народныхплясок,
Затрудняется выполнять
основные танцевальные
движения, танцевальные
шаги,элементы движений
из современных детских
бальных танцев.
Не умеет основные
танцевальные
движения,
танцевальные шаги,
элементы
движений из
современных детских
бальных
танцев.
–
выпо лнять
разнообразные
, поскоки,
галопы.
Vl. Список литература
1.
Буренина А.И. Ритмическая мозаика: «Программа по
ритмической пластике для детей дошкольного и младшего». – 2 изд.,
испр. и доп.- СП б.: ЛОИРО, 2000г, компакт – диски 4 CD.
2.
Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.
пособие. – СП б.: Изд.
«Музыкальная палитра», 2004г, компакт – диск
1 CD.
3.
Чибрикова – Луговская А.Е. Ритмика: Ходьба.
Упражнения. Игры. Танцы: метод. пос. для воспитателей, муз.
руководителей детского сада и учителей начальной школы. – М.:
Дрофа, 1998г.
4.
Суворова Т.И. Танцуй, малыш. – СП б.: «Музыкальная
палитра», 2006г. компакт – диск 1 CD.
5.
Суворова Т.И. Танцуй, малыш, выпуск 2. – СП б.:
«Музыкальная палитра», 2007г. компакт – диск 1 CD.
6.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учебное
пособие, выпуск 1. – СП б.:
«Музыкальная палитра», 2004г. компакт – диск 1 CD.
7.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учебное
пособие, выпуск 2. – СП б.:
«Музыкальная палитра», 2005г. компакт – диск 1 CD.
8.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учебное
пособие, выпуск 3. – СП б.:
«Музыкальная палитра», 2005г. компакт – диск 1 CD.
9.
Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учебное
пособие, выпуск 4. – СП б.:
«Музыкальная палитра», 2006г. компакт – диск 1 CD.
10. Суворова Т.И. Танцевальная ритмика для детей: учебное
пособие, выпуск 5. – СП б.:
«Музыкальная палитра», 2007г. компакт – диск 1 CD.
11. Суворова Т.И. Спортивные олимпийские танцы для детей:
учебное пособие. выпуск 1– СП б.: 2008г. компакт – диск 1 CD.
12. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском
саду.-М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 2006г.
13. Бриске И.Э. Основы детской хореографии. Педагогическая
работа в детском хореографическом коллективе: учебное
пособие/И.Э.Бриске; Челябинская гос. акад. культуры и искусств. –
Издание 2 перераб. и доп. – Челябинск, 2012г. компакт – дисков