ДОП Юные барабанщики 2024

СОДЕРЖАНИЕ
I.Пояснительная записка…………………………………………3
1.1.Обоснование необходимости разработки Программы
(актуальность)………………………………………………………3
1.2. Отличительные особенности Программы……………………5
1.3.Адресат Программы , режим занятий, объем, срок освоения..5
1.4. Особенности организации образовательного процесса………5
II. Цель и задачи программы……………………………………..7
III.Планируемые результаты…………………………………….7
IV.Содержание программы………………………………………9
4.1. Организационный план занятий………………………………9
4.2. Содержание тематического плана…………………………….10
V.Организационно-педагогические условия…………………..12
5.1. Учебно-тематический план детского объединения…………….
«Юные барабанщики»……………………………………………...12
5.2. Условия реализации Программы………………………………22
5.2.1. Материально-технические условия реализации Программы.22
5.2.2. Кадровые условия реализации Программы………………….23
5.2.3. Методическое обеспечение Программы……………………..23
5.3 .Формы аттестации. Оценочные материалы…………………...25
VI. Список литературы……………………………………………..28

Пояснительная записка
2

1.1.

Обоснование необходимости
разработки Программы

Барабан –

широко

распространенный

у

большинства

народов

ударный

инструмент. Еще со времен далекой древности употреблялся для сигналов
военных шествий, сопровождения плясок, религиозных обрядов.
И сегодня барабан необходимый атрибут военных парадов, праздничных колонн
и шествий.
Актуальность Программы заключается в том, что данной Программой
определяется

запрос со стороны детей и их родителей на программы

художественно-эстетической направленности. Такие программы способствуют
развитию у детей образного мышления, приобщают к восприятию великого мира
искусств. Игра на барабане помогает развивать память и общую обучаемость.
ДОП разработана в соответствии с действующими нормативно правовыми
документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ);
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07. 2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
4. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СанПиН);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания";
3

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог
дополнительного образования детей и взрослых";
10. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля
2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок);
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
12. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ»
13. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по 4 проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы)»;
14. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 "О
методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм
реализации образовательных программ".
15. Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими
рекомендациями
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»);
16. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
4

17. Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 г. № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
1.2 Отличительные особенности Программы:
В основу Программы положена концепция развивающего обучения,
интенсивного и всестороннего развития способностей детей. Программа
предусматриывает дифференцированный подход к обучению, учет
индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников,
использование традиционных и современных приемов обучения. Именно ини
позволяют заложить азы для формирования основных компонентов учебной
деятельности, умение видеть цель и действовать согласно ей, а также, умение
контролировать и оценивать свои действия.
1.3 Адресат Программы:
Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей и
рассчитана на обучающихся старших дошкольников с (5-7) лет и соответствует
направлениям деятельности данного объединения работы с барабанами.
Программа обучения рассчитана на 1 год
1.4 Особенности организации образовательного процесса.
1. Обучение на барабане доступно детям независимо от музыкальных
способностей.
2. Интегрированный подход в обучении (музыка, ритмика, строевая подготовка)
позволяет развить у детей не только музыкальные способности (чувство ритма,
эмоциональную отзывчивость на музыку), но и способствует общефизическому
развитию.
3. Обучение по данной программе является эффективным средством для развития
слаженного коллективного взаимодействия.

5

4.

Коллективные

концертные

выступления

способствуют

эстетическому,

духовному развитию личности, прививает художественный вкус, воспитывает
чувство долга, коллективизма, ответственности за порученное дело.
5. Практическая направленность данной программы позволяет не только
отработать все навыки строевой и музыкальной подготовки, но и создает условия
для положительной мотивации коллективных занятий.

Поэтому по программе предусмотрено использование следующих методик:


Аналитическая работа, в процессе всего обучения обеспечит эффективность
освоения программы. (Ребенку обязательно нужно указывать на его успехи,

и лишь слегка упоминать промахи);


Применение упражнений на сплочение коллектива. (Это необходимо для

успешной

работы

над

целостными

выступлениями,

здесь

можно

использовать разнообразные игры, такие как «Крокодил», «Умение слушать
и слышать», «Паровоз» и т.п.);


Личный пример при разучивании элементов барабанного боя, строевых
движений, переходов и рисунка целостного шествия. (Приступая к

разучиванию движений, педагог объясняет и показывает их сам, затем, то
же повторяют обучающиеся)


Разучивание целостного шествия по частям. (Метод разучивания по частям

сводится к делению движения на простые части и разучиванию каждой
части

отдельно

с

последующей

группировкой

частей

в

нужной

последовательности в единое целое)
Для особенно сложных движений может быть применено временное
упрощение. Этот метод заключается в том, что сложное упражнение сводится к
простой структуре и разучивается в таком виде. Затем движение постепенно
усложняют, приближаясь к законченной форме.

6

Так же по программе запланировано использование следующих форм
занятий: традиционное занятие, практическое занятие, тренинг, игра, праздник,
путешествие, эстафета, турнир юных барабанщиков, концерт, репетиция и т.д.
Для особенно сложных движений может быть применено временное упрощение.
Этот метод заключается в том, что сложное упражнение сводится к простой
структуре и разучивается в таком виде. Затем движение постепенно усложняют,
приближаясь к законченной форме.
Так

же

по

программе

запланировано использование

следующих

форм

занятий: традиционное занятие, практическое занятие, тренинг, игра, праздник,
путешествие, эстафета, турнир юных барабанщиков, концерт, репетиция и т.д.
II.Цель и задачи Программы:
- обучить технике игры на барабане;
- развить чувство ритма;
- обучить основам строевой подготовки;
- научить исполнять марши в движении;
- привить навыки игры на шествиях, на сцене перед публикой.
- развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
- научить исполнять марши на барабане в сопровождении аудиомаршей, духового
оркестра;
- создать условия для развития творческих способностей воспитанников через
включение их в творческую деятельность.
Для группы индивидуальных занятий - развить музыкальные способности (слух,
память,

чувство

ритма);

-

познакомить

с

элементами

музыкальной

выразительности;- воспитать навыки восприятия и оценки музыки; - научиться
вслушиваться в свое исполнение, заботясь о качестве звучания.
III. Планируемые результаты:

7



Обучение различным техникам барабанного боя,



Усовершенствование строевой подготовки,



Подготовка нескольких вариантов целостного шествия с барабанным
маршем для городских мероприятий.

Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения, доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижениях и
поставленных целей.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их
исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
•

организация

самостоятельной

деятельности

с

учётом

требований

её

безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
• планирование собственной деятельности;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск
возможностей и способов их улучшения;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• технически правильное исполнение маршей и речёвок.

8

IV.Содержание Программы:
4.1. Организационный план занятий
1. Решение организационных вопросов. Подготовка инструментов к занятию.
2. Постановка целей и задач, сообщение темы, плана занятия.
3. Комплекс разминочных упражнений.
4. Упражнение по развитию координации. Строевая подготовка.
5. Разучивание марша, повторение пройденного ранее материала.
6. Подведение итогов занятий.
В процессе занятий с группой педагог выявляет детей, которым
необходимо дополнительное время для освоения программного материала и
проводит с ними индивидуальные занятия.
Принципы работы:
- принцип от простого к сложному, от частного к общему;
- принцип учета художественных возможностей изучаемого
- принцип учета способностей и возможностей учащихся, их общего развития и
эмоциональной восприимчивости; - принцип гуманизации образования;
- принцип добровольности;
- принцип доступности;
- принцип учета психологических и возрастных особенностей ребенка;
- принцип результативности.
При обучении игре на барабане используется групповая форма работы –
репетиция.
В процессе таких занятий вырабатывается свободное естественное положение
головы, корпуса, рук, развивается координация движений при игре на ударных
инструментах, осваиваются технические приемы.

9

При отслеживании результативности выполнения образовательной программы
используются такие формы контроля ЗУН, как:
Входной контроль - выявление нормативного творческого уровня развития
учащихся.
Промежуточный контроль - контрольно-проверочные задания - один раз в
полугодие.
Итоговый контроль – публичные выступления (шествия; торжественные
мероприятия, посвященные знаменательным датам страны, города; открытие
спортивных праздников; детских фестивалей.
Знания, умения и навыки, которыми должны владеть воспитанники по окончанию
курса обучения по данной программе:
- комплекс навыков исполнения на музыкальном инструменте (барабан);
- аккомпанирование (исполнение маршей при исполнении духового оркестра,

фонограммы);
- строевая подготовка;
- сценическая свобода при исполнении изученного материала.
Для реализации программы имеется материальное оснащение: барабаны, палочки
для игры, костюмы, тренажеры («пионерский барабан»).
4.2. Содержание тематического плана

Годовые требования
Пионерский барабан. В течение учебного года заниматься постановкой рук,
отрабатывать

одиночные

удары,

а

также

различные

ритмические

упражнения (восьмые, триоли, шестнадцатые). Разучивать речевки, сигналы
марши.
Знание Маршей и сигналов: «Сбор», «Морской», «Старый барабанщик», «Куба»,
«Гвардейский», «На линейку», Марш «Выход на линейку», марш «Звездный»,
марш «Походный», марш «Знаменный», марш « Ереванский», Артековский марш,
«Суворовский», ТУШ, Знаменный марш, , марш «Походный», марш «Вероника».
10

Программа занятий с барабаном:
- Знакомство с пионерским барабаном (с другими видами ударных инструментов

с использованием ИКТ);
- Изучение базовых ритмов с использованием ИКТ;
- Постановка рук;
- Развитие техники игры;
- Изучение развивающих упражнений с использованием ИКТ;
- Знакомство с техникой аккомпанирования, солирования, импровизации с
использованием ИКТ.

ОСОБЕННОСТИ самих занятий:


Обязательное знание заданных Маршей.



Обязательное условие – ритмичность.



Выполнение упражнений только в заданном темпе.

Организация и содержание образовательной деятельности дополнительной
образовательной программы «Юные барабанщики».
Формирование исполнительского аппарата.
Процесс формирования исполнительского аппарата включает в себя
вопросы положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приёмов
и

методов,

при

которых

действия

исполнителя

будут

максимально

целесообразны, эффективны и экономичны. Исполнитель должен твёрдо знать
психофизиологический механизм движения частей рук (плечо, предплечье, кисть,
пальцы).
Работа над упражнениями и этюдами.
Основные учебные задачи: развитие технического совершенства игры на
малом барабане в симметричной и несимметричной постановке; познание
техники, исполнение различных штрихов, , мысленный контроль действия рук
11

при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения;
строгий слуховой контроль за качеством исполнения.
Работа над произведениями.
Разучивание произведения (фразировка,) по частям, а затем в целом.
Исполнение
Многократное

произведение
исполнение

с

преодолением

произведения

ансамблевых

целиком

с

сложностей.

целью

выработки

стабильности. Контрольное (концертное) исполнение.
Работа над чувством ритма.
Разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и
неоднократно повторяются.
Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется
исполняется детьми на барабанах, что является основой детского исполнения.
Игра на барабанах тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает
координацию движений, чувство ритма.
V. Организационно-педагогические условия
5.1.Учебно – тематический план детского объединения «Юные барабанщики»
на 2024-2025 учебный год
№
п.п.
1.

Тема, содержание
Организационное занятие

Кол. Теоретич. Практич.
часов занятия
1

занятия
1

Состав и инструменты
2

ансамбля «Юные

1

1

2

1

1

2

1

4

5

барабанщики»
3

4.

12

Выразительные средства
музыки
Основные приемы игры на
ударных инструментах

5.

7.
8

Музыкальный и шумовой звук.
Его свойства и качества
Ритм, метр и размер.
Дирижерский жест
Элементы хореографии

1

1

2

8

8

16

2

22

24

4

8

12

21

51

72

Подготовка к концертной
деятельности. Правила
9

поведения во время
выступления на концерте на
сцене и за кулисами.
ИТОГО

Содержание занятий.
1.

Познакомить с инструктажем по технике безопасности. Дать
понятие ансамбля, виды ансамблей, техники игры на барабане
Умение повторить по барабану одиночными ударами.
Упражнять в построении ритмических рисунков в разных
темпах с помощью хлопков.

2.

Уметь: правильно стоять, держать инструмент и исполнять
простейшие партии на ударных (шумовых) инструментах;
играть в ансамбле несложный ритм и слушать музыку;
понимать жесты организатора.

3.

Познакомить с устройством ударных инструментов, положение
палочек в правой и левой руках. Рассказать историю об
ударных инструментах, создание инструментов. Внимательное
прослушивание записей звучания инструмента, оркестровые
записи, записи современной музыки.

13

4.

Техника игры на барабане Правила обращения с барабаном и
его хранение. Из истории ударных инструментов, устройство
барабана.

5.

Изучение азбуки музыкального движения.
Дать понятие «музыкальный размер»: 2/4, 4/4, контрастная
музыка: быстрая, медленная, веселая и т. д. Упражнять в
построении ритмических рисунков в разных темпах с помощью
хлопков.

6.

Правила обращения с барабаном и его хранение.
Практическая работа: устройство барабана. Положение в
правой и левой руках. Постановка игры (положение корпуса,
рук, ног). Одиночные удары.
Упражнения для развития рук. Начальные упражнения и
этюды. Соотношение удара палочкой правой руки на сильную
долю такта.
упражнения на построение ритмических рисунков в разных
темпах с помощью хлопков.

7.

упражнения на построение ритмических рисунков
в разных темпах с помощью хлопков. Пространственные
упражнения
Разучивание маршей, требования к игре. Практическая работа:
маршировка. Строевой шаг с вытянутым коленом. Шаг с
подъемом колена. Повороты. Маршировка по одному, в парах.

8.

Выполнение с носка, на пальцах, с высоко поднятыми
коленами. Ознакомление с понятиями: «линия», «колонна»,
«круг».
Упражнять в построении ритмических рисунков в разных
темпах с помощью хлопков.

14

9.

Знакомство с динамическими оттенками: тихо, громко, очень
тихо и очень громко. Ознакомить с основными музыкальновыразительными средствами: мелодией, гармонией, темпами,
размером, динамикой.

10. Отработать соотношение удара палочкой правой рукой и
сильной доли такта.
11. Отработка программного материала индивидуально с каждым
ребёнком. Развитие индивидуальных способностей. Упражнять
в построении ритмических рисунков в разных темпах с
помощью хлопков.
12. Учить строевому шагу с вытянутым коленом, шагу с подъемом
колена, повороты. Маршировка по одному, в парах,
расхождение вправо и влево по одному, в парах, в четверках.
Игра в движении.
13. Понятие о музыкальных звуках по высоте. Обозначение целая,
половинная, четвертная. Знакомство с динамическими
оттенками: тихо, громко, очень тихо и очень громко.
Ознакомление с основными музыкально-выразительными
средствами: мелодией, гармонией, темпами, ритмами,
размером, динамикой.
14. Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Организация экскурсий, праздников. Участие в мероприятиях,
проводимых в учреждении для кружковцев, городских
празднествах.
Итоговое занятие. Участие в открытии праздника,
посвященного
15

Выполнение марша с носка, на пальцах, с высоко поднятыми
коленами. Ознакомление с понятиями: «линия», «колонна»,
«круг». Игра в движении.

15

16. Строевые приемы барабанщика. Место барабанщика в строю.
Упражнять в построении ритмических рисунков в разных
темпах с помощью хлопков.
17. Ознакомление с основными музыкально-выразительными
средствами: мелодией, гармонией, темпами, ритмами,
размером, динамикой.
18. Дальнейшее развитие и совершенствование навыков
ансамблевой игры
Повторять и закреплять умения и навыки ансамблевой игры.
Подчинять индивидуальное исполнение общеансамблевому,
направленному на раскрытие художественного образа.
19. Работа над импровизацией. Сочинение небольших ритмических
мотивов и дальнейшее их развитие. Настройка ансамбля,
чистота исполнения.
20. Виды импровизации. Подчинение индивидуального исполнения
обще ансамблевому, направленному на раскрытие
выразительного исполнения.
21. Совершенствовать строевые приемы барабанщика. Место
барабанщика в строю. Упражнения для развития рук.
Начальные упражнения и этюды. Соотношение удара палочкой
правой руки на сильную долю такта.
упражнения на построение ритмических рисунков в разных
темпах с помощью хлопков.
22. Сочинение небольших ритмических мотивов и дальнейшее их
развитие. Настройка ансамбля, чистота исполнения, единство
темпоритма.
23. Совершенствование знаний и умений детей, подготовка
солистов.
16

Практическая работа: усложнение упражнений тренировки
кистей рук.
Упражнения на выразительность ритма. Усложнение ритма.
24. Совершенствование строевых приемов барабанщиц, место в
строю.
Упражнения на обучение ритмичности. Построение группы по
кругу, шеренгой, «стойкой».
25. Обучать ходьбе равными четвертями, ходьбе с хлопками
(различные ритмические сочетания шагов и хлопков).
Упражнения на пластику рук и ног.
26. Совершенствование строевых приемов барабанщиц, место в
строю.
27. Уметь: правильно стоять, держать инструмент и исполнять
простейшие партии на ударных (шумовых) инструментах;
играть в ансамбле несложный ритм и слушать музыку;
понимать жесты организатора.
28. Знать название ударных народных инструментов;
выразительные средства музыки, свойства и качества
музыкального звука; приемы игры на музыкальных
инструментах; ритм, метр и размер; основные правила
поведения на сцене во время выступления.
29. Знать: основные и производные названия звуков, сложный
ритм, градацию динамики, темпа в музыке; основные приемы
игры на барабане; культуру поведения артиста на сцене во
время выступления и за кулисами.
30. Уметь: правильно держать инструмент, извлекать звуки на
ударных инструментах; чувствовать темп во время игры в
ансамбле; пользоваться динамикой; проявлять артистические
17

качества в выступлении на концертах, конкурсах, праздниках;
исполнять простые и сложные ритмические рисунки,
аккомпанировать в ансамбле.
31. Обучение основным исполнительским и оркестровым навыкам.
Выполнять технику игры на барабане. Упражнять в
выразительности ритма, усложнении ритма. Умение правильно
распределить звучание инструмента, более чисто простукивать,
понимать содержание и стиль исполняемого произведения.
32. Знакомство с элементами музыкальной выразительности.
Учить маршировать в колонне, выполнять повороты.
Прохлопывание ритмических стихов.
33. Совершенствование строевых приемов барабанщиц, место в
строю.
Прохлопывание ритмических стихов.
34. Упражнять в пластике рук, ног. Воспитание осанки и походки.
Упражнять в двигательной координации. Подчинять движения
характеру музыки и текста. Прохлопывание ритмических
стихов.
35. Обучение правильного положения палочек в правой и левой
руках, постановка игры (положение корпуса, рук, ног).
Выполнять одиночные удары.
36. Чётко прохлопывать сильную долю, метр и ритм произведения.
37. Обучать свободно и непринужденно исполнять музыкально
- двигательные упражнения.
38. Упражнять в построении ритмических рисунков в разных
темпах с помощью хлопков. Прохлопывание ритмических
стихов.
39. Развивать пластику рук, ног. Воспитание осанки и походки.
18

Упражнять двигательную координацию
40. Учить четко и красиво двигаться в колонне, линиях.
Упражнения на выразительность ритма. Усложнение ритма.
41. Упражнять в пластике рук, ног. Прохлопывание ритмических
стихов.
42. Упражнять в построении ритмических рисунков в разных
темпах с помощью хлопков. Упражнения на выразительность
ритма. Усложнение ритма.
43. Упражнять на обучение ритмичности, построении группы по
кругу, шеренгой. Ходьба равными четвертями, ходьба с
хлопками (различные ритмические сочетания шагов и хлопков).
44. Чётко прохлопывать сильную долю, метр и ритм произведения.
Упражнения на выразительность ритма. Усложнение ритма.
45. Чётко прохлопывать сильную долю, метр и ритм произведения.
46. Практическая работа: усложнение упражнений тренировки
кистей рук.
Упражнения на выразительность ритма. Усложнение ритма.
47. Упражнять в прохлопывании ритмических стихов,
хореографических движений, ударов палочками на сильную
долю такта.
48. Упражнять в построении ритмических рисунков в разных
темпах с помощью хлопков. Похлопывание стихов
ритмическими ударами палочек.
49. выполнять все виды ударов с ритмическими фигурациями и
соотношениями.
50. Отработка четкости шага барабанщика во время собственной
игры.
19

Упражнять в прохлопывании ритмических стихов.
51. Отработка четкости шага барабанщика во время собственной
игры.
Отработка ритмических стихов.
52. Совершенствование и развитие исполнительской техники
Теория. Повторение пройденного материала за первый год
обучения.
Практическая работа: усложнение упражнений тренировки
кистей рук.
Упражнения на выразительность ритма. Усложнение ритма.
53. Участие в мероприятиях, проводимых в учреждении для
отдыха кружковцев. Прохлопывание ритмических стихов.
54. Уметь: читать нотную запись; играть, аккомпанировать на
простых ударных инструментах; правильно вести себя во время
выступления на сцене.
55. Подчинять движения характеру музыки и текста. Отмашка
руки.
Отработка четкости шага барабанщика во время собственной
игры.
56. Проведение лекций и бесед по этике и эстетике и другой
тематике.
Отработка отскакивание палочек от барабана.
57. Участие в мероприятиях, проводимых в учреждении для
кружковцев, городских празднествах.
58. Практическая работа: увеличение репетиции по времени.
Сыгрывание ансамбля и разучивание программы для
публичного выступления. Отработка программного материала.
59. Отработка четкости шага барабанщика во время собственной
20

игры.
60. Различать стили игры на барабане. Проведение совместных
праздников.
61. Составление комбинаций для шествий, дефиле. Работа над
репертуаром, репетиции. Упражнять в выразительности ритма,
усложнении ритма. Умение правильно распределить звучание
инструмента, более чисто простукивать, понимать содержание
и стиль исполняемого произведения.
62. Упражнять в совершенствовании и отработки игры различной
длительности. Прохлопывание ритмических стихов.
63. Развивать индивидуальные способности.
64. Совершенствовать развитие исполнительской техники
65. Упражнять в совершенствовании отработки, добиваться
четкого унисона звучания барабанов. Прохлопывание
ритмических стихов.
66. Упражнять в выразительности ритма, усложнении ритма.
Умение правильно распределить звучание инструмента, более
чисто простукивать, понимать содержание и стиль
исполняемого произведения.
67. Повторять пройденный материал за первый год обучения.
Практическая работа: усложнение упражнений тренировки
кистей рук.
68. Постановочная работа: шествие, концертные дефиле и др.
Составление комбинаций для шествий.
69

Мероприятия воспитательно-познавательного характера
Проведение совместных праздников.

70. Повторение пройденного материала за первый год обучения.
Практическая работа: усложнение упражнений тренировки
кистей рук.
21

71. Повторение пройденного материала за первый год обучения.
72. Повторение пройденного материала за первый год обучения.

ГРАФИК ЗАНЯТИЙ
Вторник

11.30-11.55

Четверг

11.30-11.55

Длительность занятий в

Объем общеразвивающей

минутах

программы в часах

25 минут

72 часов

5.2 Условия реализации Программы
1 год

2 сентября

31мая

36

36

100\900 мн

1 занятие в
неделю по
25 минут

5.2.1Материально-технические условия реализации Программы
Помещение: Для занятия требуется просторное, сухое с естественным доступом
воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
Игры и инструменты находятся в доступных для детей индивидуальных шкафах.
Технические средства: музыкальный центр, ноутбук, телевизор.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации Программы (в расчете на количество обучающихся):
№ п\п

Наименование

Количество

1

Телевизор

1

2

Музыкальная колонка

1

3.

Барабан

15

4.

Костюм для выступлений

15

5.

Палочки барабанные

30 шт.

22

5.2.2 Кадровые условия:
Реализация Программы обеспечивается музыкальным руководителем МА ДОУ №
32 Васиной Л.А.(соответствие занимаемой должности).
Образование:
Серовское педагогическое училище,
Специальность:дошкольное воспитание,
Квалификация- воспитатель детского сада. 1986 год.
Уральский государственный педагогический университет
Специальность: «Специальная дошкольная педагогика и психология»,
Квалификация : Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста»
5.2.3 Методическое обеспечение Программы Методические материалы
-Отстукивание ритма с помощью схем.
-Чтение карточек с ритмическим рисунком
-Музыкально - ритмическая игра.
-Наглядно-зрительный
-Наглядно-слуховой
-Практический метод
- Метод ритмопластического диалога

Задание «Прохлопай ритм»

23

Бьет волшебный Барабам: Бам! Бам! Бам!
А волшебный Барабум: Бум-бум-бум-бум!
Бьет волшебный Барабах: Бах-бах-бах, бах-бах-бах!
А волшебный Барабух: Бух! Бух!
Баракам, Барабум поднимают страшный шум.
Бам-бам-бам! Бум-бум-бум-бум-бум!
Барабух, Барабах громко скажут нам: Ба-бах!
Бух-бух-Бах! Бух-бух-бух-бух-Бах!
Задания
 «Барабанная цепочка»
 «Повтори за мной»
 «Соревнования по ритму»
«Стихи

24

с

помощью

ладошек

и

палочек»

5.3.Формы аттестации .Оценочные материалы
Развитие чувства ритма.
Во-первых, она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а
не на результате выполнения специальных заданий.
Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением
ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (на
занятиях), которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение
к реальной жизни дошкольников.
 Музыкальный руководитель: Прохлопай пожалуйста (или простучи), ритм
исполняемых на инструменте мелодий. (Вначале показывается образец
исполнения ритма, чтобы убедится в правильности понимания ребенком
смысла задания).
Задание. Игра "Эхо"
Прохлопать (или простучи), ритм исполняемых на инструменте мелодий.
(Вначале

показывается

образец

исполнения

ритма,

чтобы

убедится

правильности понимания ребенком смысла задания).
 Воспроизвести ритмический рисунок попевки на ударных инструментах
 Соответствие движений характеру музыки с контрастными частями
 Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)
 Прохлопай стихи
Кухонный оркестр.
Наш повар Василий на кухню пришёл.
Он главный, он сильный, он – как дирижёр!
Огромным половником только взмахнётОркестр посудный тотчас запоёт:
Кастрюли огромные – бом –бом!
Бидоны бездонные – дон-дон!
Чашки для чая тинь – тинь!
Сковородка большая – динь-динь!
Вилки и ложки – там-там!
25

в

Тарелки и плошки – бам-бам, бам-бам.
Оркестр играет у нас интересный,
А борщ получается - просто чудесный!
Теремок.
Тук-тук молоток – мишка строит теремок.
Позовёт в него гостей, чтобы было веселей!
Мышка-норушечка, в гости бежит,
Тихо шуршунчиком мышка шуршит.
Зайка весёлый потом прискакал,
Лапками звонко в барабан застучал.
Вот и лиса к теремочку идёт,
Лисичка – сестричка трещотки несёт.
Серый волчок в бубенцы загремел,
А петушок громко песню запел.
Мишка мохнатый рад новосёлам:
Живёт в теремочке оркестр весёлый!
"Привет!" О.Бурнашевской, И Лопухиной
Мы встали в круг - парами по кругу 3 притопа
С тобою друг! -3 хлопка друг другу
Давай играть и танцевать! "ча-ча-ча" - 3 хлопка по коленям,
Ты повернись и улыбнись -3 шагами отворачиваются,3 раза грозят
А я в ответ скажу: «Привет!» -3 шагами поворачиваются и машут наверху
(Приложение).
2. Проявление хореографических данных.
 выразительно исполняет движения, правильно выполняет все элементы,
может придумывать свои.
 Оценивается правильное выполнение всех элементов.
 Не допускать ошибок в исполнении программы.
26

 Обладать танцевальностью и выразительностью
3. Исполнительские навыки (основы исполнительской техники);
 Выразительность игры на барабане в знакомом произведении.
«Простучи мелодию», «Тихо-громко».
 Эмоционально выражает характер музыкального произведения.
Задание. "Игра "Волшебный узор"
На карточках изображается ритмический рисунок: большие и маленькие
элементы. Большой элемент - длинный звук, маленький элемент – короткий звук.
Ритмический рисунок предлагается воспроизвести с помощью хлопков в ладоши
или с помощью ударных или шумовых инструментов.
«Сыграй свою песенку, о чем хочешь»
Результаты:
 2 балла – ребенок полностью справился с заданием без особых затруднений.
 Правильно и ритмично прохлопывает усложнённые ритмические рисунки.
 Стремиться передать в движении характер произведения.
 Всегда эмоционально откликается на музыку, может словами выразить своё
отношение к ней.
 Знает и правильно передаёт в движении характер музыкального
произведения.
 Готовность к выступлению на открытых мероприятиях на хорошем уровне.
 1 балл – ребенок частично справился с заданием,
 Не всегда точно и ритмично хлопает.
 Не всегда эмоционально откликается на музыку,
 Не всегда правильно передаёт в движении характер музыкального
произведения.
 Готовность к выступлению на открытых мероприятиях на среднем уровне.
 0 баллов – ребенок не справился с заданием.
27

 Не может ритмично прохлопать.
 Музыку слушает не внимательно.
 Не может определить характер музыкального произведения.
 Не готов к выступлению на открытых мероприятиях.
VI.Список литературы
1. Библиотека пионера. Инструкции горнисту и барабанщику. – Молодая
гвардия. 1981 г.
2. Егоров Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана. – М.1970 г.
3. Купинский К. Школа игры на ударном инструменте. – М. – 1982 г.
4. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Р.А.
Курбатовой, Н. Н. Поддьякова.— М., 1984.
5. Программа воспитания и обучения в. детском саду.—М., 1987. Воспитание
и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой —
М.,1976.—С. 308—341.
6. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду.—М., 1981.
7. Ветлугина Н. А. Музыкально-игровое творчество у детей 5—7 лет.
Песенное творчество детей 5—7 лет // Художественное творчество в
детском саду.— М., 1974.— С. 107—120.
8. Дзержинская И. .Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников.—
М., 1985.
9. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — М., 1982.
10.Квитницкая Е. Н. Развитие музыкального слуха — условие формирования
песенного творчества // Художественное творчество в детском саду.— М.,
1974.—С. 20—28.

28

11.Лукьянова М. Б. Творчество детей в танцах // Художественное творчество в
детском саду.— М., 1974.— С. 29—32.
12.Музыка и движение / Сост. С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина.—
М., 1981, 1983, 1984.
13.Учите детей петь / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина.— М., 1986, 1987, 1988.
14.Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной.—М.,
1985.
Сборники музыкального и литературного репертуара:
1. Ветлугина Н. А. Детский орке— М., 1976.
2. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь.— М., 1972, 1985.
3. Музыка в детском саду / Сост. Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Л. Н.
Комиссарова.— М., 1985, 1986, 1987.
4. Музыка в детском саду / Сост. Н. А. Ветлугина, И. Л. Дзержинская, Т. П.
Ломова.— М., 1975—1980.—Вып. 1—5; .1980—1981.—Вып. 1—4.
5. Солнышко-ведрышко / Сост. М. А. Медведева.— М., 1984.
6. Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/
Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А.
Ветлугиной. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.: нот.
сайт www.i-gnom.ru
Дополнительная литература:
1. Книги серий: «Тебе, вожатый!», «Хочу быть лидером!», «Игра – дело

серьезное!, «Точка, точка, запятая…». Издательский Центр ООО
«Педагогические технологии».
2. Горохова Е.В.. Хочу быть лидером! Выпуск 1 серии «Детское общественное

движение и Ученическое самоуправление».
3. Нищерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4 серии « Детское общественное

движение и ученическое самоуправление».
29

4. С.Соловейчик. Воспитание по Иванову. «Педагогика». 1989 г.
5. Вайндорф М.Е. – Сысоева. Основы вожатского мастерства. ООО «ЦГЛ»,
2005 г.
6. Фришман И.И., Байбородова Л.В., Волохов А.В. и др. Разноцветный мир
детства: детские общественные организации: Учебное пособие для
студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М., 1999
г.
7. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательная работа в детском
загородном лагере: Учебно – методическое пособие. – Ярославль: Академия
развития, 2003г.
8. Методические рекомендации вожатому п/л ЦК ВЛКСМ «Орленок», г.
Туапсе, 1990 г.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».